Стиль
Здоровье Покупать и помогать: как устроены благотворительные магазины
Стиль
Здоровье Покупать и помогать: как устроены благотворительные магазины
Здоровье

Покупать и помогать: как устроены благотворительные магазины

Фото: pinterest.com
Шопинг может быть полезен не только тем, кто делает покупки. Приобретая вещи, можно помогать нуждающимся. Для этого достаточно заглянуть в благотворительные магазины. Рассказываем, как они устроены.

Сегодня появляется все больше проектов социального предпринимательства, которые призывают людей к ответственному потреблению и этичному подходу к покупкам. Благотворительные магазины помогают нам заботиться об окружающих, совершая привычные покупки.

Сеть магазинов «Спасибо»

«Спасибо» — первый благотворительный магазин в России. Сеть начала работу в Санкт-Петербурге в мае 2010 года, сейчас в нее входит шесть магазинов. Задача проекта — превратить ненужные, но пригодные для носки вещи в полезный ресурс. Если вы не знаете, как избавиться от лишней одежды, приносите ее в «Спасибо». Основную часть вещей отдадут адресно нуждающимся людям и некоммерческих фондам, остальное — в магазин. Всю выручку от продаж (за исключением затрат на зарплату сотрудникам) направляют на благотворительные программы. Для помощи в подборе одежды «Спасибо» часто пополняет фотогалерею на сайте новыми образами.

Магазины «Спасибо» помогают благотворительным фондам и организациям «Теплый дом», «АдВита», «Ночлежка», «Апельсин», «Антон тут рядом», «Долго и счастливо», программе «Передышка». Кроме того, сеть направляет одежду, обувь и технику благотворительным общественным организациям и собирает деньги на обеды бездомным в копилки «Ночлежки», расположенные в магазинах.

«Лавка радостей»

Летом 2012 года в Москве открылся аналог петербургской сети «Спасибо» — первый благотворительный магазин «Лавка радостей». Спустя семь лет проект вырос в Фонд поддержки социальных программ и инициатив, а его главным проектом остается сеть из четырех благотворительных магазинов. В небольших уютных пространствах продаются одежда, обувь, аксессуары, техника, посуда, книги (как бывшие в употреблении, так и новые), а также антиквариат. «Лавка радостей» сотрудничает с брендами одежды, которые передают в магазины нераспроданные коллекции. Также здесь принимают ненужные вещи. В рамках проекта «Добросклад» их сортируют и распределяют среди подопечных фондов и нуждающихся людей в нескольких регионах.

В отличие от привычных магазинов, в «Лавке радостей» нет цен и кассы: вместо ценников размещены рекомендованные суммы пожертвования. Купить вещи можно за 20–40% от их реальной стоимости, а расплатиться — положив деньги в ящик для пожертвований или банковской картой. Основную часть вырученных средств направляют на поддержку фондов благотворительного собрания «Все вместе».

Интернет-магазин «Как чудо»

Фонд «Жизнь как чудо» запустил благотворительный интернет-магазин kakchudoshop. На сайте можно найти много полезного для повседневной жизни, хобби и отдыха. Концепция магазина отличается тем, что кроме привычных товаров — одежды или аксессуаров — здесь продают сертификаты на изучение иностранных языков или в салон красоты, абонементы в фитнес-клубы, фотосессии на обложку журнала и многое другое. На сайте можно заказать билеты в кино или чашку кофе в кофейне. А благодаря партнерам программы сертификаты в интернет-магазине продаются со скидкой.

Всю прибыль интернет-магазин направляет на программы благотворительного фонда. «Жизнь как чудо» помогает детям и взрослым с тяжелыми заболеваниями печени, оплачивает операции, обследования, медикаменты и прочие нужды.

Проект «Наивно? Очень»

Актриса Нелли Уварова создала в 2010 году проект «Наивно. Очень» для особых художников — людей с тяжелыми психоневрологическими нарушениями. Творчество дает им возможность социализироваться и трудоустроиться. Начав с небольшого интернет-магазина, проект вырос до открытия творческих мастерских в 2014 году и магазина на территории московского центра дизайна Artplay в 2015 году.

«Наивно. Очень» производит и продает уникальные авторские работы и продукцию с рисунками художников с особенностями развития. В магазине на «Артплее» и на сайте можно купить свитшоты, футболки, сумки, подушки, кружки и сувениры с авторскими рисунками.

Интернет-магазин «Легко-Легко»

Проект благотворительного фонда «АдВита» (AdVita) производит и продает социальные товары в интернет-магазине «Легко-Легко». На сайте можно выбрать социальную инициативу, которую вы хотите поддержать, или товар. Средства от покупок идут на развитие инклюзивных мастерских, где делают сувениры, а также в благотворительные организации.

Благотворительный проект создан в 2009 году по инициативе волонтеров «АдВита», и десять лет деньги от продаж в основном направляют в фонд, помогающий людям с онкологическими заболеваниями. Сейчас в «Легко-Легко» продаются изделия известных благотворительных организаций Петербурга: «Антон тут рядом», «Ночлежка», «Точка опоры».

Магазины «Второе дыхание»

С 2015 года благотворительный фонд «Второе дыхание» развивает сеть пунктов приема ненужных вещей. Сейчас они доступны в 12 регионах, а магазины Charity shop открыты в пяти городах России. К примеру, в 2018 году фонд принял от жителей России 300 тонн одежды. Все эти вещи сортируют: одежду в хорошем состоянии передают нуждающимся семьям в разных регионах страны, а непригодные для носки вещи перерабатываются. Часть собранной одежды фонд продает в своих секонд-хендах «Второе дыхание». Средства от продаж идут на развитие сервиса по вывозу и утилизации ненужных вещей, а также на благотворительные программы и проведение бесплатных магазинов.

Кстати, кроме вещей в секонд-хендах «Второе дыхание» предлагает покупателям интересный каталог экологичных подарков. Универсальные наборы помогают начать с простых шагов к осознанному потреблению и стилю жизни zero waste, сократить количество пластика и упаковки в повседневной жизни. Директор фонда Дарья Алексеева стала победителем Премии РБК — 2018 в категории «менеджер в социальной сфере» за создание экосистемы работы с одеждой.

Торговая площадка «Один+Один»

Проект стартовал в августе 2017 года, объединив несколько благотворительных фондов России, а сейчас их уже 33. Площадка работает так: если у вас есть вещь, которая вам не нужна, вы можете выставить ее на продажу на платформе «Один+Один». Вырученные средства перечислят в благотворительный фонд из числа партнеров. При этом вы выбираете, на какой именно проект или программу отправить деньги.

Кроме того, помогать могут не только продавцы, но и покупатели. Для этого нужно совершить покупку или принять участие в аукционе на площадке. Выбрать можно конкретный лот или проект, в поддержку которого пойдут вырученные от продажи средства. Список благотворительных фондов размещен на сайте площадки. Например, на «Один+Один» выставляют лоты известные музыканты Евгений Федоров, Андрей Макаревич и Алексей Яшин, режиссеры Светлана Бень и Михаил Сафронов.

Интернет-магазин фонда «Дом с маяком»

Благотворительный магазин создан в поддержку Детского хосписа «Дом с маяком». Покупая вещи на сайте, вы помогаете неизлечимо больным детям и их семьям. Всю прибыль от продаж сувениров магазин направляет в благотворительный фонд «Дом с маяком». В интернет-каталоге представлены одежда, посуда, сувениры, открытки, подарочные сертификаты.

Торговая платформа BuySocial

Проект BuySocial создан в 2016 году и третий год объединяет на своей платформе ремесленные производства из Москвы и регионов с покупателями, заботящимися об этичном потреблении и личном вкладе в общество. Продавая товары социальных предприятий, BuySocial обеспечивает работой людей с инвалидностью и пожилых, а прибыль направляет на благотворительные проекты, борьбу с серьезными заболеваниями, в детские дома и дома престарелых.

Проект призывает людей к социально ответственному потреблению, когда покупателю небезразлично, что, где и у кого приобретать. Заказывая товары из каталога BuySocial — экологически чистые продукты, сладости, чай, блокноты, керамическую посуду или авоськи ручной работы, — вы делаете доброе дело. В каждый заказ вкладывают открытку, в которой написано, кто сделал товары. Это уникальные вещи с душой от людей с инвалидностью, стариков из глубинки, выпускников детских домов.