Стиль
Здоровье Почему важно понимать другого (и как этому научиться)
Стиль
Здоровье Почему важно понимать другого (и как этому научиться)
Здоровье

Почему важно понимать другого (и как этому научиться)

Фото: NeONBRAND/Unsplash
«Счастье — это когда тебя понимают» — фраза из легендарного фильма. Недопонимание — частый источник конфликтов, плохого отношения к другим и себе. Разбираемся, почему необходимо учиться понимать других и как можно совершенствовать в себе этот навык.

Чтобы не причинять боль

У каждого человека есть его больные места, мучающие вопросы, сложности в отношениях с окружающим миром, о которых он любит то молчать, то распространенно высказываться. Только в исключительных случаях к нам обращаются за прямым советом или откровенной критикой — и об этом обычно говорят заранее, что-то в духе: «Скажи, пожалуйста, что я делаю не так?»

Чаще всего, обсуждая проблемы с другими людьми, люди хотят, чтобы признали право на их чувства, даже (и особенно) если эти чувства считаются неправильными, негативными, разрушительными: раздражение, досада, злость, зависть. С такими эмоциями очень трудно открываться людям, и если вам открылись — это значит как минимум большое доверие.

Понимать другого — это понимать его в моменты повышенной уязвимости, не злоупотреблять его откровенностью и наверняка знать, где у него болит. Трудности с самооценкой или большие потери, несчастливое прошлое или разбитое сердце, психические особенности или проблемы со здоровьем — аккуратно обходите места, где человеку станет гарантированно хуже от агрессивных комментариев. И даже если у вас прямо спрашивают «Что я делаю не так?», на всякий случай поинтересуйтесь, действительно ли это приглашение к тому, чтобы вы высказались, или самая обычная просьба послушать про наболевшее.

Метод. Обращайте внимание на то, что расстраивает и вызывает негативные эмоции у вашего собеседника, и прислушивайтесь, когда он говорит «нет».

Чтобы не брать на себя лишнее

Данные другим людям обещания трудно хранить, особенно если вы привыкли брать на себя слишком много. Самая большая ошибка — делать для других людей то, что на самом деле им не особенно нужно. Покупать дорогой, но нежеланный подарок, продумывать досуг, который особенно не нужен, делать за двоих и троих то, что нужно и правильно разделить, гиперответственно подходить к незначительным поручениям.

В деловой и бытовой жизни старайтесь сразу же оговаривать ожидания от вас: отделяйте эмоции, направленные в вашу сторону, от того, что люди реально от вас ждут, и приучите окружающих озвучивать то, что им нужно, а не ждать, что вы все поймете сами. Воспитайте в себе это же.

«Почему ты не приехала?» — начало скандала. «Мне очень хочется, чтобы ты приехала и помогла мне», — это начало диалога. В рабочей обстановке договоритесь о понятном делегировании, чтобы никто не тратил время понапрасну. С близкими обязательно уточняйте, что им по-настоящему необходимо, что может подождать, а что они с радостью доверят другому — а возможно, что им вообще не требуется. Не лезьте в бутылку с необязательным героизмом: пусть те, кто хочет от вас каких-то решительных действий, сами озвучат свои ожидания, чтобы причины конфликтов были прозрачны для всех.

Метод. Четко обсуждайте ваши обязанности и договоренности с другими людьми — их ожидания, важные сроки, даты, ваши общие стратегии — и старайтесь держаться плана или передоговариваться.

Фото: StockSnap/pixbay

Чтобы вовремя приходить на помощь

Понимая другого человека и его жизненные приоритеты, можно легко догадаться, какие препятствия даются ему наиболее тяжело. Есть универсальные и очевидные трудности. Как бы человек ни бодрился, его всегда ранят потери и расставания: уход с работы, развод, ссора с друзьями, смерть близкого человека. Это тот момент, когда можно настоять на встрече, предложить реальную помощь, компанию и сочувствие.

Часто лучшая помощь — просто выслушать другого человека и немного позаботиться о нем: привезти еды и лекарств, взять на себя одно или пару его дел, разделить трудную обязанность на двоих — какие-то хозяйственные заботы, например. Если для вашей подруги карьера всегда была на первом месте, логично предположить, что испытательный срок или период адаптации на новом месте выбивает ее из колеи и заставляет нервничать или расстраиваться. Если другу тяжело в кризисе отношений, ему необходима помощь во время конфликтов или расставания. Если у родителей затянулась хандра после выхода на пенсию, скорее всего, они не откажутся от смены контекста и более глубокого общения или как минимум интересного досуга. Если у коллеги или начальника обострилась болезнь, лишние руки в работе не помешают. Понимая потребности близких, вы, скорее всего, будете знать момент, когда от вас требуется помощь, и придумаете может быть краткосрочное, но подходящее решение на момент самой большой турбулентности.

Метод. Реагируйте на тревожные знаки ухудшения чужого состояния: длительные исчезновения, маленькие обиды, депрессивные статусы в соцсетях, выражение лица и голос собеседника.

Чтобы давать людям быть собой

Искреннее общение с другими людьми — самый лучший способ самопознания и постижения разнообразия этого мира. Каждого из нас ограничивают наше происхождение, воспитание, негативный и счастливый опыт, наши достижения и поражения — и у всех они разные. Для одного человека перемена места жительства — радость и новый вызов, для другого — потрясение. Кто-то мечтает о шумной компании и большой семье, а кому-то для здоровья и спокойствия нужно очень много личного пространства. Разные вкусы и жизненные стратегии не разделяют людей, если между ними есть искренняя привязанность и взаимный интерес к новостям и делам друг друга. Держите в голове особенности, ограничения и преимущества важных для вас людей. Не осуждайте домоседов за то, что они домоседы, ценителей стабильности за любовь к одному и тому же, трудоголиков за трудоголизм, а ловеласов — за новые легкомысленные связи.

Не насмехайтесь над взглядами, которые вам не близки, — можно всегда самоустраниться и общаться с людьми другого склада и образа жизни: лучше пойти мимо и жить своей жизнью, чем настойчиво обращать людей в свою веру. «Бросай курить», «разделяй мусор», «не кричи на ребенка» — мудрые и полезные советы, которые изменят жизнь каждого к лучшему, но собеседник должен быть готов это услышать, так что работайте над интонацией или бросайте безнадежное дело переделывать другого. Понимая, что вас расстраивает и восхищает в других, вы гораздо лучше разберетесь в отношениях с собой.

Метод. Отделите свои желания и цели от желаний и целей других людей и старайтесь не мерить мир по себе — то, что подходит вам и спасло вас, не всегда нужно и важно другому человеку. Отмечайте, что вы делаете похожим образом, а что совсем иначе. Следите за эмоциями, которые вызывают у вас поступки других людей: восхищением, одобрением, завистью, гневом, обидой.