Стиль
Здоровье Маша Грекова: современные технологии развития благотворительности
Стиль
Здоровье Маша Грекова: современные технологии развития благотворительности
Здоровье

Маша Грекова: современные технологии развития благотворительности

Маша Грекова: современные технологии развития благотворительности
Клинический психолог, бывший руководитель благотворительных проектов на краудфандинговой платформе и просветитель в вопросах благотворительных инициатив рассказывает, как привлекать деньги в благотворительность и почему она открывает инклюзивное кафе.

— Как так получилось, что вы посвящаете большую часть своей жизни благотворительным проектам? Что подтолкнуло вас заняться этим?

— Еще в подростковом возрасте я хотела стать психологом и помогать людям. Чуть позже я узнала про клиническое направление, и это стало основой всего моего дальнейшего пути.

В институте я ходила на практику и занималась с детьми с особенностями развития. И это дело давало мне самый большой ресурс. Ресурс — само ощущение, что ты можешь быть проводником, помощником, другом для человека, который думает и живет немного иначе, чем большинство вокруг.

— Как вы решили собирать деньги для благотворительных проектов?

— К счастью, я несколько лет проработала на краудфандинговой платформе planeta.ru и каждый день наблюдала, как совершенно разные проекты находили поддержку среди людей. Лично я работала с благотворительными и социальными проектами, и схема краудфандинга показалась мне самой живой и настоящей. Ну а когда ты так долго в этом работаешь, постепенно и сам начинаешь пробовать.

Маша Грекова: современные технологии развития благотворительности

— Как это вообще работает?

— Есть большое количество способов привлечения денег на благотворительные проекты. Можно искать спонсоров и крупных доноров, устраивать фандрайзинговые мероприятия, устанавливать ящики для благотворительных пожертвований, вести переговоры с бизнесом. Краудфандинг — это про все и сразу, но в первую очередь про вовлечение людей в твое дело. Задача — рассказать как можно большему количеству людей, на что нужны средства и зачем этот проект вообще нужен. И если хорошо рассказать, то люди начнут присоединяться к нему и переводить деньги, чтобы все получилось.

Отличие краудфандинга от прямого пожертвования в том, что здесь человек может выбрать себе вознаграждение, может купить книгу или сходить на концерт в пользу сбора на большое дело. Ну и конечно, когда много людей узнают о проекте и хотят помогать, возникает волонтерская база. Волонтеры — это очень мощный ресурс любого благотворительного проекта, именно они формируют сарафанное радио, рассказывают близким и знакомым, приводят друзей.

Волонтеры — наши первые покупатели. Они могут не подключить рекуррентные платежи, но обязательно будут покупать продукцию, ведь они видят весь процесс создания вещей в мастерских и активно участвуют в нем. Лучше других знают, как рождаются вещи, как трудятся особые мастера. Для волонтеров покупка сумки или бутылки в «Простых вещах» — это жест принадлежности к сообществу. Большинство наших волонтеров ходят с сумками-шоперами и бутылками с фирменным и самым узнаваемым принтом «Гражданы» художника Славы. Людям важно быть частью чего-то крутого и понимать в этом процессе собственную роль. Мы очень любим своих волонтеров и сейчас активно начали заниматься продвижением идей волонтеров. Люди могут придумать свое мероприятие и провести его, а мы поддержим по всем фронтам и поможем, если нужно.

Маша Грекова: современные технологии развития благотворительности

— Чего удалось добиться таким образом?

— С нашими мастерскими «Простые вещи» краудфандинг случился уже трижды, и сейчас идет четвертый сбор. Мы открыли столярную мастерскую, собрали деньги на новую большую печь для обжига керамики и напечатали большой тираж календаря про счастье. Сейчас на «Планете» запущен сбор на инклюзивное кафе «Огурцы». Мы хотим собрать деньги на ремонт и первые месяцы аренды первого инклюзивного кафе в Петербурге, где взрослые люди с особенностями развития психики и интеллекта смогут работать с профессиональными поварами и бариста. Это будет по-настоящему открытая инклюзивная площадка для всего города.

Кроме того, все краудфандинговые проекты привели к нам новых людей, мы общаемся с ними, отправляем раз в месяц рассылку и рассказываем, что у нас происходит, приглашаем на мероприятия и просто держим в курсе процессов. Отправляем финансовые отчеты за месяц и рассказываем о новинках продукции мастерских. Сейчас у нас 2 тыс. человек, большинство как раз с planeta.ru, а кто-то на сайте почту оставил. Важно поддерживать связь, чтобы люди были в курсе жизни проекта, который однажды поддержали.

У нас в среднем 150 волонтеров в чате, с учетом того, что люди приходят и уходят. Волонтерская база в разы больше. Даже из тех волонтеров, что сейчас активно присутствуют в мастерских, можно собрать всю команду для кафе. В общем-то, так оно и получается. А на открытие кафе и в первые месяцы работы многие наши волонтеры и подписчики придут в гости в кафе, так что проблем с выручкой и окупаемостью быть не должно. Поддерживать связь и теплые отношения с людьми, которым небезразличен проект, и все время искать таких людей — половина успеха.

Маша Грекова: современные технологии развития благотворительности

— С какими проблемами сталкиваются фандрайзеры?

— Проблемы обычно связаны с решением глобальных задач. Крупный бизнес очень медленно идет к принятию решений в области социальной ответственности. Эта ситуация, конечно, сейчас активно меняется, но тем не менее. Нам очень нужны крупные спонсоры, чтобы они поддерживали какое-то одно направление или несколько. Но об этом сложно договориться. Основное взаимодействие с бизнесом сейчас — это корпоративные подарки. Это здорово и обеспечивает заработок «Простым вещам», но это не совсем регулярно происходит.

Перед Новым годом случается много таких заказов, весной и летом — мало. Мы хотели бы привлечь бизнес к спонсорству, но пока с этим есть трудности. Фандрайзинг завязан на личных отношениях, и можно круто договориться с менеджером отдела, но дальше он упрется в потолок, не сможет среди начальства протолкнуть идею, и ничего не случится. Есть проблема просто человеческого ресурса. Можно сходить на сотню встреч с крутыми компаниями, найти точки соприкосновения, потратить силы на рассказ и презентацию, но получить очень маленький результат — это, конечно, огорчает. Но в «Простых вещах» все люди на административных должностях немного фандрайзеры, поэтому мы очень много шагов делаем в сторону бизнеса и все время разговариваем о возможностях совместной деятельности.

Опять же, можно заинтересовать и увлечь проектом одного топ-менеджера, он подпишется на рекурренты или станет постоянным покупателем либо волонтером — это тоже круто. Поэтому мы стараемся радоваться любым успешным контактам.

— Расскажите о вашей просветительной деятельности. Для кого вы читаете лекции и о чем они?

— Сейчас я уже гораздо меньше читаю лекции, но если и получается, то чаще всего про социальное предпринимательство, проектирование или про сам формат наших мастерских. Чаще всего эти лекции проходят в открытых пространствах для активистов города.

Маша Грекова: современные технологии развития благотворительности

— Какие будут цели и задачи у инклюзивного кафе «Огурцы»?

— Основные цели нашего кафе — расширение инклюзивного сообщества. По опыту работы мастерских мы с командой поняли, что вокруг очень много людей, которые готовы присоединиться к нам, узнать больше про людей с разными особенностями развития и быть с ними вместе. А наши особые мастера нуждаются в постоянном труде и общении.

Но мастерские не самое популярное направление, куда приходят люди. Кафе захватывает более широкую аудиторию, и здесь все как-то проще. Наша задача — готовить вкусную еду и помогать особым ребятам работать на новом месте. Важно сделать так, чтобы в кафе приходили не потому, что оно социальное, а потому, что там хорошо и вкусно. И постараться включить в рабочие процессы как можно больше людей с особенностями развития.

Чтобы помочь развитию инклюзии в России, нужно, чтобы очень много людей на разных уровнях принимали в этом участие. Мы ставим перед собой много просветительских задач. Мы рассказываем про инвалидность и инклюзию, стараемся расширять аудиторию, в том числе с помощью кафе. Кафе будет территориально в другом районе, а это уже новый охват аудитории. Кафе позволит вести встречи, кинопоказы, какие-то мероприятия и мастер-классы, которые в легком и привычном формате позволят привлечь новых людей к разговору о проблемах. Отличительной чертой кафе будет привлечение людей с особенностями здоровья в качестве гостей. Одна из целей — привлечь людей с особенностями развития психики и интеллекта и с физическими особенностями приходить в гости в комфортную среду, где все открыты и понимают, как себя вести. У нас будут сделаны удобные туалеты, пандусы на входе, организуем сопровождение при необходимости и физическую помощь. Круто будет, если до кафе человек в инвалидной коляске сможет без проблем добраться по городу, но это отдельная история, мы планируем и этим заняться в будущем.

— Какой совет вы можете дать тем, кто хотел бы сам начать доброе дело, но не решается?

— Решайтесь! Но добрые дела ради добрых дел начинать не стоит. Нужно четко понимать, зачем это вам лично и как вы сами в этом реализуетесь. Если вы про это все понимаете, то просто делайте, и все получится. Если не с первого раза, так с четвертого.