Стиль
Здоровье Как вести бизнес с друзьями и родственниками и надо ли это делать?
Стиль
Здоровье Как вести бизнес с друзьями и родственниками и надо ли это делать?
Здоровье

Как вести бизнес с друзьями и родственниками и надо ли это делать?

Фото: Shutterstock
Семейный бизнес — синоним надежности и уверенности в завтрашнем дне. Но как обстоят дела внутри семейных предприятий? Не безопаснее ли работать с «чужими»? Рассказывает клинический психолог, кандидат психологических наук.

Если проанализировать рынок, можно заметить, что большинство успешных бизнесов с мировым именем — семейные. Это и дореволюционные компании, и современные мощные корпорации Volkswagen, Audi, BMW, IKEA, Samsung Group и др. Еще больше семейных предприятий работает в малом бизнесе и микробизнесе. Магазины, рестораны, винодельни, аптеки, частные клиники, фабрики — в любой стране мира в любую эпоху семейное дело процветало. Эта тенденция сохраняется и сегодня. Но независимо от размеров и доходов любая такая компания подвержена серьезным рискам — не финансовым, а психологическим. Другими словами, это тот самый случай, когда достоинства вполне могут перейти в недостатки.

Факторы риска семейного дела

Семейный бизнес предполагает создание и поддержание работающей корпоративной культуры. И происходит это совершенно естественно, поскольку здесь выражение «Наша компания — большая семья» отражает реальную ситуацию. Все члены семьи, вне зависимости от их отношений, работают вместе на результат и перспективу. Кроме того, им несложно принимать важные стратегические и тактические решения. Они хорошо объединяются против внешней угрозы, в свою семейную «крепость». И как бы при этом ни складывались отношения внутри семьи, если нужно отразить нападение извне, они выступают единым фронтом.

Но существуют и факторы, которые действуют «изнутри» и приводят бизнес к краху:

1. Общий бизнес — один источник финансов

Если дело прогорает, вся семья остается без денег. На этой почве вырастают многие «внутренние» нюансы, которые способны разобщить семью и превратить бизнес в большую скрытую борьбу.

2. Сложно разграничивать семейные и деловые отношения

Как правило, это путь к напряжению и конфликтам. Интриги, ревность, неудовлетворенные амбиции и гордыня чаще всего проявляются во втором поколении, когда наследники принимаются мериться силами и делить бизнес. В какой-то момент становится трудно разграничивать семейные и деловые отношения, и дело кончается настоящей локальной гражданской войной. Между родственниками-совладельцами разыгрываются поистине шекспировские драмы, битвы акционеров и настоящие дворцовые перевороты.

3. Опасность потерять деньги из-за нерадивых родственников

Зачастую родственников в бизнес привлекают не из-за их талантов и умений, а по причине семейных связей. При таком «разделении обязанностей» абсолютно не учитываются реальные умения наследников. Нередки случаи, когда главы семейных компаний отдают ведущие позиции абсолютно непригодным для этого родственникам. При этом их несоответствие должности либо полностью игнорируется, либо воспринимается как временное состояние. Поработает, наберется ума, и дело пойдет на лад. Результаты таких назначений довольно печальны: новоиспеченные начальники эмоционально ломаются, испытывают депрессии и заканчивают алкоголизмом, бунтами, растратами, кутежами.

Существует еще одна опасность — намертво закапсулировать бизнес, ограничивая его исключительно родственниками на всех ключевых постах. К примеру, в компании Clarins есть правило: к руководящим должностям допускаются только наследницы, их мужья лишены такой возможности. В китайских и южнокорейских сериалах часто повторяется общий мотив: приемному ребенку доверяют возглавлять бизнес только до тех пор, пока кровный наследник не будет готов принять бразды правления.

«Крепость» в таких обстоятельствах может сыграть на руку, а может стать тюрьмой. Иногда главы семейного бизнеса теряют ориентиры и становятся жертвами собственных страхов. Шантажом, угрозами, прямым давлением они вынуждают родственников положить жизнь на то, что тем вовсе не нужно. И вот наследник, желающий от жизни совсем другого, вынужден заниматься семейным делом — или открыто бунтовать, отстаивая свой выбор. Он «через не могу» принимает дела, даже если заметно уступает харизматичным основоположникам и не имеет ни сил, ни таланта продолжать на их уровне. Ради сохранения бизнеса друзья или деловые партнеры женят детей. Лишь бы только не впустить в бизнес чужака, каким бы талантливым и верным он ни был.

Фото: LinkedIn Sales Navigator / pexel

Преимущества семейного бизнеса

Несмотря на возможные сложности, фамильный бизнес процветает по всему миру. Крупные семейные корпорации — распространенное явление как в США, так и в Европе. Например, в Соединенных Штатах на таких предприятиях трудятся почти две трети всех рабочих, а их вклад во внутренний валовый продукт составляет более 65%.

У семейного бизнеса множество преимуществ:

1. Решен вопрос доверия — партнером становится родственник или хорошо знакомый человек, на которого можно положиться в любых сложных ситуациях.

2. Преемники воспитываются в согласии с семейными ценностями — дети с ранних лет привлечены к общему делу, обучаются посильной работе. Это позволяет рано заметить их способности и прививает уважение к семейному бизнесу.

3. В период становления дела родственники могут работать бесплатно.

4. Фирменные секреты производства известны только узкому кругу людей и тщательно оберегаются ими. К примеру, семейная компания Verpoorten, производитель немецкого яичного ликера, с 1876 г. держит его рецепт в строгом секрете.

5. Объединяющий фактор — общее дело — является стимулом к единению семьи, развитию более тесных и доверительных отношений. Семья понимает, принимает и поддерживает. Это непросто, но очень ценно!

Условия успеха семейного дела

Фамильный бизнес будет успешным, если он актуален для своего времени и привлекателен для потенциального потребителя.

Вспомним, к примеру, семью Миссони. Она запустила свое дело на волне успеха прет-а-порте и нашла ряд оригинальных идей вроде знаменитого зигзага. В этот момент семья — команда единомышленников, в которой еще нет разногласий из-за распределения ролей или они минимальны.

В первом поколении высока мотивация, поэтому успех удержать легко. При передаче дела второму поколению это удается сложнее. По-настоящему серьезные проблемы начинаются с третьего поколения. Это «чистые наследники», которые привыкли к статусу и деньгам, но ничем для этого не жертвовали, ничего не создавали. Они относятся к состоянию как к должному.

Дети не всегда готовы продолжать дело семьи, потому что родились с другими задатками или не сильны в конкуренции. Еще один распространенный вариант — они не знают цены дела, не умеют его защищать и пребывают в иллюзии незыблемого благополучия. История богата на одиозные примеры такого поведения. И первая среди них — представительница «золотой молодежи» Пэрис Хилтон.

Основатель империи Конрад Хилтон оставил свое внушительное состояние не наследникам, а благотворительному фонду. Семье удалось оспорить волеизъявление отца и получить обратно часть отелей. Бэррон Хилтон (сын основателя династии и дедушка Пэрис Хилтон) планирует поступить так же, как и его отец: богатство отойдет не членам семьи, а фонду милосердия. Он лишил внучку наследства после многократных неприятных инцидентов, связанных с ее плохим поведением и тюремным заключением.

Этот и многие другие примеры богатейших семейных кланов говорят о том, что с каждым поколением желание активно работать, сохранять и наращивать капиталы становится слабее. Чтобы не развращать детей, многие богатейшие люди мира завещают миллиардные состояния благотворительным фондам, а не своим потомкам. Так сделали Тед Тернер, Билл Гейтс и Владимир Потанин.

Фото: LinkedIn Sales Navigator / pexel

Как избежать возможных ошибок:

1. Доверие стоит подкрепить юридическими нормами, а материальные гарантии — оформить документально. Разрешение споров и принятие решений лучше всего проводить по строгим правилам. Их можно ввести в виде внутреннего устава.

2. Важно зафиксировать на бумаге права и обязанности каждого участника семейного бизнеса. Родственная или дружеская близость часто подталкивает договариваться «на словах», но из этого могут вырасти серьезные конфликты.

3. Финансовые решения стоит доверять только кровным родственникам, а не новым членам семьи. При этом важно придерживаться строгих правил выплаты зарплаты, процентов и прочих взаиморасчетов. Слишком уж велик соблазн «войти в положение» или «по-родственному» переплатить.

4. Не стоит сосредотачивать всю власть в одних руках, превращая бизнес в империю. Неограниченное господство в паре с личными эмоциями может оказаться губительным для бизнеса.

5. Привлекать детей к фамильному делу следует аккуратно. Можно знакомить их со всеми его аспектами, прививать ответственность и даже провести по всем уровням, чтобы они прочувствовали особенности каждого направления. Но нельзя делать их заложниками, лишая права на выбор и привязывая к семейной компании.

6. Сторонние таланты и внешние инвестиции (в том числе и интеллектуальные) полезны для развития бизнеса. Однако стоит предусмотреть необходимые меры для защиты семейного дела. Это может быть владение контрольным пакетом акций, введение специальных должностей (почетный президент, председатель совета директоров и др.).

7. Важно уметь оценить способности близких трезво и непредвзято. Не стоит любой ценой отдавать должности «своим», если они не проявляют необходимых способностей. Иногда их объективная оценка со стороны важнее, чем постоянное участие. Известен случай, когда супруга Генри Форда, никогда не касавшаяся его дел, настоятельно рекомендовала пойти на соглашение с профсоюзами и согласиться с требованиями рабочих. Это решение оказалось верным.

И самое, пожалуй, трудное: дела не стоит нести в дом. Конфликты и рабочие вопросы должны оставаться на работе, а личные проблемы — вне офиса. Ошибки в ставке на «своих» нет, и семейное дело вполне способно быть стержнем, объединяющим многие поколения. Главное — помнить: семья не должна превратиться в дракона, оберегающего сокровища в пещере.