Свершения
Наталья Климчук о том, зачем делать фестиваль дизайна с женщинами
29 апреля пройдет бесплатный онлайн-фестиваль дизайна, где выступят исследовательницы, дизайнеры, менеджеры и владелицы собственных стартапов. Мы расспросили соосновательницу онлайн-школы дизайна Bang Bang Education о месте женщин в индустрии.

— Зачем вообще проводить фестиваль, где выступают только женщины? Многие видят дискриминацию женщин как раз в таком.

— Это и удивительно. Когда мы (не специально, по незнанию и организаторской лени) делали предыдущий онлайн-фестиваль о социальной ответственности, в котором участвовали только мужчины, вопросов о дискриминации не было. Проблему дискриминации женщин в дизайне мы осознали не так давно. В последние несколько лет в дизайн-сообществе время от времени бурно обсуждали причины того, что на основных дизайн-конференциях соотношение мужчин и женщин 19 к 1. И, делая фестиваль только с женщинами, прекрасными профессионалками из известных компаний, мы опровергаем утверждения, что женщин в профессии нет, что у них нет интересных тем для выступлений, что на выступления они не соглашаются.

— Наверняка вам многие скажут, что таким образом вы дискриминируете мужчин?

— Этот фестиваль не дискриминация мужчин, а доказательство того, что есть очень много женщин, которые делают хороший дизайн и могут про него рассказать. Мы решили наглядно показать, что женщин в индустрии много. Существует дискриминация женщин, которую не видно, но дизайн-индустрия ее поддерживает. Когда люди не подвергаются дискриминации (я говорю про мужчин), они дискриминации не замечают, у них все хорошо, и, естественно, они думают, что никого не угнетают. Страшно, что многие женщины привыкли к этому положению дел, поэтому важно показывать, что это ненормально, что может быть по-другому. 

— Вы организуете фестиваль продуктового дизайна. Что такое продуктовый дизайн?

— Продуктовый дизайн — это весь процесс создания продукта (приложения, сайта, интернет-сервиса). Продуктовый дизайнер определяет, исследует, проектирует, тестирует, выбирает самое правильное и прибыльное решение для бизнеса и удобное для пользователя.

— Почему так много женщин именно в продуктовом дизайне?

— Женщин много в любом дизайне, мы решили специально взять сложную «мужскую» профессию, чтобы это доказать.

— Какие другие инициативы для поддержки женщины в дизайне вы знаете?

— Джессика Уолш организовала Ladies, Wine & Design, который в разных странах собирает женщин-дизайнеров, они поддерживают друг друга, придумывают интересные активности. В прошлом году этот проект начал собираться и в России.

Есть проекты Women Talk Design и Ladies That UX, которые помогают организаторам находить женщин-спикеров для своих мероприятий, а женщинам — начать выступать. 

Проблема дискриминации есть не только в России, просто у нас дела с информированностью обстоят пока хуже, и мы только начали осознавать, что что-то не так.

Дизайнер и основатель знаменитого дизайн-блога UnderConsideration Майкл Бейрут в одной из глав недавно переведенной книги «Теперь вы это видите» пишет, что эта проблема существует и в Америке, и призывает осмыслять ее и решать. Цифры по разнице в зарплатах там, например, ошеломляющие. В России подобную статистику в дизайн-индустрии пока никто не проводил, поверхностный опрос показал, что разница есть.

— С чего стоит начать женщине, которая, например, в декретном отпуске задумалась о том, чтобы сменить профессию и попробовать дизайн? 

— На мой взгляд, профессию нельзя пробовать, в нее нужно нырять с головой. Даже если в процессе поймешь, что ошиблась. Стать дизайнером сейчас просто как никогда. Мы живем, к счастью, во время онлайн-образования. Существует огромное количество доступного материала. Главная проблема — найти правильный источник. Советую посмотреть (хотя бы послушать) все курсы в дизайн-библиотеке, чтобы понять, что вдохновляет, и дальше закапываться в глубину (книги, курсы по конкретным навыкам), и, конечно, нужно сразу начинать практиковаться в свободное время.

Лучшие русские дизайнеры в наших беседах рассказывают, что значит быть дизайнером и как им стать. Их советы часто противоречат друг другу, тем лучше, так быстрее можно понять, что откликается конкретно в тебе.

— Что делать женщинам — начинающим дизайнерам, чтобы продолжать работать, несмотря на предубеждение против них? 

— Продолжать работать, добиваться успехов. Одному бороться сложно. Стоит собираться в компании, находить себе поддержку. Отвоевывать пространство, спорить, доказывать.

В это время — время перемен, время становления грамотности в равенстве — нам должно немного поднажать. Быть чуть активнее, чуть громче, чем хочется и, пожалуй, даже можется (ведь эти хочется и можется предопределены зачастую менталитетом, культурой, привычками). Ради следующих поколений. Ради идеи равенства. Ради справедливости. Мы не второй пол и не другой вид людей, мы люди. Которые не так давно получили право голоса. Нам сложно. И будет сложно еще не один десяток лет.

Никто не любит быть белой вороной, как говорит наш арт-директор Тим Черный. Быть одной женщиной среди мужчин на конференции или быть в социуме, где тебе некомфортно, мало кому по сердцу. Это страшно и сложно — менять ситуацию снизу, нужна невероятная мотивация со стороны женщин, практически индивидуальные подвиги.

Изменения в большей степени должны происходить со стороны организаторов. Да, это искусственная мера, это сложно, нужно создавать специальные условия, уговаривать женщин выступать. Но только так (первоначально искусственно) можно исправлять вещи, только так работает дизайн и вообще человечество что-то делает. Изменение врывается в среду, и нужно какое-то время искусственно поддерживать и настаивать на нем, пока оно не прирастет к культуре.

Организаторов мероприятий можно понять: они хотят сделать популярную вещь, чтобы пришло много людей. Любой бизнесмен хочет заработать денег, если он понимает, что можно платить меньше, он будет так делать, он же зарабатывает деньги. Рабство тоже было выгодно многим, но мы же против рабства, правда?

— Какие проблемы ждут женщину, которая станет лидером в индустрии или возглавит крутой стартап?

— «Мужчина в юбке» и прочие набившие оскомину фразы будут преследовать на всем пути как минимум. При этом любая вспыльчивость или настойчивость в принятии решений будет восприниматься как ПМС. Хорошие бизнес-книги пишут, что в настоящем предпринимателе бушуют страсти и любовь к своему делу. Но в нашей культуре сейчас, если ты женщина-предприниматель и проявляешь эмоции, это потому, что ты — женщина.

— С какими проблемами индустрии, определенными вашим полом, столкнулись вы сами?

—Мужчины в команде, с которыми мы, казалось, были на одной волне, обронили пару раз вскользь, что своей активностью, креативностью, решительностью мы принижали их гендер.

Декан дизайн-факультета одного из крупнейших вузов на встрече несколько раз попросил позвать нашего начальника, не поверив, что начальник — две девушки. 

Несколько комментариев в «Фейсбуке» к этому дизайн-фестивалю были в духе «о, трансляция с кухни». В частных разговорах дизайнеры не раз говорили, что место женщины в дизайне — рисование цветочков для открыток.

Вакансии для дизайнеров, на которых изображены полуобнаженные девушки, с коими вместе предлагается работать, регулярно вызывают в нас волну возмущения.

— Что помогло вам преодолеть все это?

— Фокусироваться не на проблеме, а на интересной работе, интересной жизни и идти к своим целям.

Если отмотать всего на один год назад, я была бы уверена, что никакой дискриминации нет: просто дела обстоят вот так — что ж, работаем с тем, что есть. Но, чуть копнув из исследовательского интереса, услышав те комментарии, которые пришлось услышать в последние месяцы, поняла, что социальная ответственность организаторов конференций и фестивалей, руководителей студий в том числе в том, чтобы делать что-то, чтобы меньшему количеству людей приходилось несколько раз в день узнавать сексизм в лицо.

Участницы фестиваля:

● Саша Ермоленко — заместительница директора по дизайну в Mail.ru Group
● Диана Касай — соосновательница и руководительница в Readymag
● Алина Ермакова — UX research team lead в Сбербанке
● Настя Вишневская — дизайнер сервисов «Алисы» в «Яндексе»
● Екатерина Снегирёва — сhief product officer в N1.ru
● Настя Попова — design practice leader в IBM Россия и СНГ
● Екатерина Соломеина — соосновательница в Future London Academy
● Лена Куликова — senior design community lead в «Райффайзенбанке»
● Лиза Орешкина — cоосновательница в The breakfast app и Channelkit
● Наталья Стурза — соосновательница и ux-архитектор в Angry и ex-head of ux в банке «Точка»
● Юля Юрасова — руководительница дизайнеров продуктов в Qiwi и создательница «Qiwi Кухни»
● Елизавета Ревзина — lead ux designer в Boston Consulting Group (BCG)

Яндекс. Директ