Свершения
Как быть хорошим коллегой: 5 несложных шагов
© Shutterstock
Работа, на которой мы проводим треть, а то и половину нашей жизни, во многом определяется коллегами, с которыми мы делим рабочие задачи и общее пространство. Вот пять базовых правил этичного отношения к коллегам, которые облегчат будни.

Выбирать рабочий коллектив

При выборе работы о коллективе часто нельзя узнать заранее: начальство не торопится рассказывать о подводных камнях, а люди, которых вы видите впервые в жизни, раскрываются постепенно. Но часто о будущем месте работы все же может быть известно заранее через систему рекомендаций и вопросы на собеседовании.

Используйте первый разговор с нанимателем, чтобы узнать больше о людях, с которыми будете работать: о разделении обязанностей, сплоченности и давности команды, текучке кадров, карьере человека, чье место вы заняли, или требованиях к вакансии. Обратите внимание, как с вами обсуждают будущих коллег: интонация, комментарии об их работе, двусмысленные сигналы, которые вам подают, описания потенциальных трудностей.

Инициируйте общение с работодателем, чтобы выяснить, как в компании измеряют эффективность и мотивируют на результат, есть ли шансы на сплоченные проекты или каждый работает на себя, есть ли у боссов понимание, куда движется общее дело и как сформулированы цели на ближайшее время. Рабочий коллектив всегда подбирается под потребности конкретного проекта — и неясность общих целей, снисходительное отношение к нижестоящим, скандалы при уходе сотрудников, непрозрачность обязанностей всегда являются маркером проблемного коллектива и почти всегда обещают трудный испытательный срок.

Задавать правильные вопросы

Рабочая среда в первую очередь должна быть эффективной и в идеале нацеленной на результат. Проявляйте инициативу через вопросы — как неформальные, так и относящиеся непосредственно к делу. Непонятно, как стандартно решается новая для вас задача? Попросите инструкции. Чувствуете отсутствие обратной связи? Поинтересуйтесь первым о том, что коллеги от вас ждут. Вопросы о сроках, конкретных цифрах всегда заставляют определиться с приоритетами.

Двигайтесь по повестке во время личных встреч и старайтесь не допускать пустого псевдоделового общения. Спрашивайте, как себя чувствуют ваши коллеги, что им удобно и какой помощи они от вас хотят. Выясняйте, есть ли более простой путь и готовые решения для проблемы, с которой вы столкнулись впервые. Уведомляйте начальство о своем замешательстве или конфликте интересов. Требуйте ответа на то, какие действия обязательны, а какие факультативны.

Правильные вопросы не только помогают лучше представить рабочий план на неделю, месяц и год, но и формируют образ инициативного коллеги, который неравнодушен к процессам вокруг него, умеет формулировать свои потребности и не боится показаться неопытным.

© Toa Heftiba/Unsplash

Критиковать, а не осуждать

Базовая проблема рабочей среды — менторские интонации в иерархичном общении и неумение сообщать друг другу плохие новости и улучшать общее дело, не нанося обиду. Нас редко справедливо критикуют в школе, нас привыкли в категоричной форме воспитывать многие родители, нас, в конце концов, не научили, что критический отзыв — это не способ самоутверждения, а шанс для улучшения результата. Если критика выражена в форме осуждения («Твой проект сырой!», «Тебе надо было лучше подготовиться» «Всем, как всегда, нечего сказать по теме»), даже самый сильный энтузиазм иссякнет через пару попыток.

Проследите, как вы общаетесь с коллегами и получается ли у вас критиковать, не переходя на личности. Критикуя, мы предлагаем варианты совершенствования того, что уже есть, и благодарим человека за проделанную работу, если она удовлетворительна. Постоянный рабочий контакт требует тактичности и уважения к самолюбию другого: никому не понравится даже полезное замечание, высказанное в форме «От тебя я ожидаю большего».

Обратите внимание на бросающиеся в глаза недочеты, вспомните собственные ошибки, обсудите проблему в большой компании, обозначьте слабые места своей точки зрения в том числе. Проанализируйте, почему сейчас коллега делает работу именно так, и прислушайтесь к его версии обстоятельств и его поводам для беспокойства. Коллеги с большей вероятностью доверятся вам, если вы покажете, что время от времени тоже сомневаетесь в правильности своей стратегии, умеете критиковать себя и менять результаты работы, а не пытаетесь переделать людей, которые эту работу делают. Мотивировать переходом на личности не получится никого.

Разделять обязанности

Одна из распространенных проблем коллективов — отсутствие понимания, кто за что отвечает, или набор общих функций, которые выполняют несогласованно и по настроению. Смешение или путаница в рабочих обязанностях часто приводит к переработкам и прокрастинации и создает у разных коллег либо чувство гиперответственности и вины, либо обманчивое ощущение необязательности — отсюда взаимные обиды. Может быть, вам или вашему коллеге надоело задерживаться на работе по пятницам или приходить больным на работу, но вместо прямого разговора вас ждет шквал не относящихся к делу претензий.

Четко определите, кто и за что отвечает на регулярной основе и как вы вместе справляетесь с форс-мажорами. Просите четкое описание обязанностей при приеме на работу и думайте о том, какие дополнительные функции на себя берете и ради чего. Сверхурочная работа, сваленные на вас чужие поручения, проблемы с отпусками и выходными, микроменеджмент и гиперопека со стороны коллег или начальства — проблемные зоны невыстроенного рабочего процесса. А вот соблюдение дедлайнов, корректная отчетность и обещанная взаимовыручка формируют надежное реноме, которое помогает продвижению по работе и лояльному отношению со стороны коллег.

© Marten Bjork/Unsplash

Пресекать негативное общение

Первое, что ассоциируется с негативным общением, — это, разумеется, сплетни, агрессивное поведение и навязчивое нарушение границ. Если обсуждение друг друга и недоброжелательная среда — естественная часть рабочего процесса, без которой коллектив разваливается, это плохие новости. Токсичное окружение мешает работать, потому что сеет атмосферу небезопасности и неприоритетности рабочих задач по сравнению с сохранением иерархии. Минимум, что может сделать вдумчивый и внимательный коллега, — это не участвовать в распространении слухов и обсуждении людей за чужой спиной. Максимум — публично сказать, что это неэтичное поведение, которое вредит всем и не имеет к работе никакого отношения.

Но негативное общение — необязательно нарушение базовых правил порядочности и честности. У каждого есть свои обстоятельства, влияющие на него негативным образом. Прокрастинация, бесконечные перекуры, бесполезные встречи, длительные обеды или, наоборот, спешка и коллективная нервозность — каждого из нас разрушает что-то другое. Постарайтесь избегать того, что мешает именно вам, и будьте для других тем коллегой, присутствие которого не ухудшает настроение других и общий процесс.