Стиль
Здоровье Пасторка Эстер Касен из Швеции рассказывает о своей жизни и вере
Стиль
Здоровье Пасторка Эстер Касен из Швеции рассказывает о своей жизни и вере
Здоровье

Пасторка Эстер Касен из Швеции рассказывает о своей жизни и вере

Пасторка Эстер Касен из Швеции рассказывает о своей жизни и вере
Что входит в обязанности пастора отдельной церкви, почему прихожане все чаще выбирают молодых священников и как вести популярный инстаграм о вопросах религии — в интервью генерального секретаря Объединенного общества женщин-христианок Швеции.

— Как вы решили стать пасторкой?

— С самого детства я ходила с родителями в церковь. У нашей церкви была небольшая паства, поэтому все принимали участие в ее развитии, и я в том числе. Церковь всегда была активной частью моей жизни. Я окончила школу, поступила в университет в Англии и через несколько лет стала бакалавром теологии. После учебы я решила взять небольшой перерыв и понять, чем же я хочу заниматься дальше. Мне хотелось связать свою жизнь с религией, а также чтобы моя работа была креативной и связанной с людьми. Я интроверт, но в церкви я раскрываюсь, это мое место. Единственное, что меня останавливало от работы в церкви, — предрассудки, ведь мне предстояло каждый день находиться в окружении людей, чьи взгляды на религию могут отличаться от моих собственных. Я хотела найти место в открытом христианском обществе, где не осуждались бы идеи феминизма и ЛГБТ. Подобная открытость и непредвзятость сочетается с моим пониманием веры и Бога. И вскоре я нашла такое место — им стала экуменическая церковь в Гетеборге.

— Расскажите о своей работе в церкви.

— Flatåskyrkan — так называется церковь, в которой я работала пасторкой. Это небольшая, но очень храбрая церковь, которая не побоялась выбрать меня пасторкой в мои 24 года. Одновременно с работой в церкви я продолжила религиозное обучение в Стокгольме, ездила туда почти еженедельно, но редко пропускала воскресные служения. Пастор небольшой церкви должен заниматься всем: он и теологический лидер, и менеджер, и помощник. Я крестила и венчала людей, подготавливала церковь к службе, проповедовала, организовывала занятия для детей, чтобы им было интересно приходить в церковь. Очень много работы приходилось на Рождество: я обходила всех пожилых прихожан, общалась с ними, выслушивала их и проповедовала. Кроме этого я ввела отдельные собрания для обсуждения роли женщины в Библии и религии.

— Вы стали главным человеком в небольшой церкви, когда вам было всего 24 года. Как паства реагировала на то, что вы девушка, да еще и такая молодая?

— Экуменическая церковь придерживается демократичных взглядов, и люди в ней свободны от многих предрассудков. Все важные вопросы рассматриваются на всеобщем голосовании. Именно так я и стала пастором — за меня проголосовало большинство прихожан. Flatåskyrkan была основана 60 лет назад, и ее основатели до сих пор посещают воскресные службы. Они хотели, чтобы церковь продолжила жить и после них, поэтому решили полностью поменять ход вещей, выбрав меня после пастора-мужчины, который ушел на пенсию.

— Феминизм и религия — как они сочетаются?

— Моя вера основывается на моих взглядах на жизнь. В Библии сказано, что все — и мужчины, и женщины — созданы по образу и подобию Бога. Это значит, что все мы должны иметь одинаковые возможности и права, отношение ко всем нам должно быть одинаковым. Но это не отменяет того, что мы в какой-то степени разные, такова задумка Бога. Он дал нам все средства, чтобы развиваться и быть отличными друг от друга, — никто не может нас в этом ограничивать. То же самое и в феминизме: его главная идея состоит в том, что пол не определяет человека и тем более не ограничивает его.

Отношение к мужчинам и женщинам всегда было разным, а гендерные роли до сих пор сковывают и тех, и других. Как христианка я считаю, что все, что не дает нам развиваться, что унижает и ослабляет нас, должно исчезнуть. Тогда мы сможем расти и быть теми, кем мы на самом деле являемся. Разве плохо, что женщины теперь могут работать в полиции, а мужчины могут взять декрет и находиться со своими детьми наравне с женами? 60 лет назад женщинам разрешили становиться священниками, и теперь большинство священников в Швеции женского пола. Это заслуга феминизма. Нужно скорее освобождаться от гендерных ограничений.

Многие говорят о том, что в Библии написано иначе. Но ведь когда-то давно люди находили оправдание рабству или сожжению ведьм именно в Библии. Сейчас мы понимаем, что это была ужасная ошибка, но ведь книга не изменилась, все слова в ней те же самые. В Библии написано много вещей, которые можно трактовать совершенно по-разному. Более того, каждый верующий вкладывает в разные отрывки свой личный смысл. И я делаю то же самое.

— В чем разница между пастором-феминисткой и просто женщиной-пастором?

— Так же, как и во всем мире, в церкви не каждая женщина является феминисткой. Женщины-пасторы могут проповедовать о том, что Бог создал мужчин и женщин разными и дал им разное назначение. Но я как пастор-феминистка считаю, что мы сами находим свое предназначение и стремимся к нему.

Кроме того, современный феминизм перестал быть только о женщинах. Теперь он направлен на равноправие в целом и занимается защитой прав любого человека — и ЛГБТ-сообщества в том числе. Я хочу, чтобы церковь стала безопасным местом для всех и каждого, чтобы в ней не осуждали людей за то, кого они любят. В этом вопросе с некоторыми пасторами мы не совпадаем.

— Сейчас вы покинули приход, чтобы работать в Объединенном обществе женщин-христианок Швеции (SEK). Что это за общество и что вы там делаете?

— Шестьдесят лет назад это общество основали женщины, которые хотели изменить патриархальный ход вещей в церкви. В то время женщины давали церкви столько же, сколько и мужчины, но к их мнению редко прислушивались. Они хотели принимать такое же участие в церковных делах и иметь такой же вес, как и их мужья. Тогда они основали SEK — первое христианское женское движение, которое объединило женщин всех конфессий в борьбе за равноправие в церкви. Сейчас шведская церковь достаточно продвинута в вопросах равноправия, но все еще остаются конфессии (в католицизме и православии), где этот порядок вещей не изменился.

В SEK я работаю генеральным секретарем, занимаюсь редакцией нашего журнала, организую конференции и встречи. Моя главная задача — помочь развитию феминистского вопроса в других церквях, будь то лекции или статьи о феминистской теологии. Люди из разных церквей обращаются к нам, когда хотят поднять вопрос феминизма на своих служениях, но не знают как — а мы знаем и стараемся им помочь.

— У вашего «религиозного» профиля в инстаграме больше 20 тысяч подписчиков, а это очень много для аккаунта на шведском языке, ведь шведы не отличаются религиозностью. Как вы думаете, почему ваш инстаграм стал таким популярным?

— Я завела инстаграм полтора года назад, чтобы писать о своих идеях и, может быть, найти единомышленников. И я сама удивилась тому, как быстро растет число подписчиков! Самое интересное, что мои идеи разделили не только христианские феминистки, но и обычные христиане. Мне очень приятно, что религиозные учителя приводят меня и мой инстаграм в пример своей молодой пастве.

В то же время феминистки рады узнать, что пастор церкви поддерживает их идеи, ведь многие уверены: религия патриархальна и в ней нет места феминизму. Я доказала, что это не так.

Швеция — нерелигиозная страна, но все же у многих появляется вопрос: что такое Библия и что такое вера? Люди тянутся к этим знаниям, и мой инстаграм служит точкой входа в религию для людей, далеких от нее. Я пишу длинные тексты, что очень необычно для шведского блога, и ведь люди их читают, узнают что-то новое и делятся своим опытом в комментариях. Многим интересна церковь, но они думают, что церковь будет их осуждать. Я против осуждения и хочу, чтобы церковь была местом, где каждый чувствовал бы себя в безопасности.