Ваш браузер использует блокировщик рекламы
Он мешает корректной работе сайта.
Добавьте pink.rbc.ru в белый список. Как это сделать.
Специальный
партнерский
проект
Свершения Как создать комфортное личное пространство
Свершения
Как создать комфортное личное пространство
© Kaylah Otto/Unsplash
В обсуждении собственного комфорта термин «личные границы» употребляется все чаще. Разбираемся, из чего состоит понятие личного пространства и почему оно связано не только с общением, но и с собственными приоритетами.
Материалы по теме
Как справиться с выгоранием Как принять себя: 7 шагов, с которых нужно начать Как с помощью музыки пережить горе, заработать деньги и выходить ребенка Как провести выходные, чтобы набраться сил

Право на одиночество и время только на себя

Во многих обществах одиночек принято жалеть и относиться к их ситуации как к вынужденной и временной — как только будет возможность, человек сразу же захочет жить не один, активно общаться с другими людьми, социализироваться на работе и впускать огромное количество людей в свою жизнь. Статья в New Yorker «Я не козел, я интроверт» объясняет, как от нас ждут гиперкоммуникации и социальных поглаживаний против нашей воли, и подобных статей выходит все больше.

Потребность в личном пространстве не зависит от темперамента — просто одиночество пока не является социально одобряемым поведением: если вы ужинаете в одиночестве или ходите в театр самостоятельно, скорее всего, с вами что-то не так — так устроен стереотип. Человек, погруженный в свои мысли, часто подвергается подколам от коллег и студентов. Одинокой женщине почему-то считается нормой сказать: «Ты обязательно кого-то встретишь». Трудовая культура построена на большом количестве вынужденной коммуникации с людьми очень далекими и не всегда приятными. О комфортной сепарации от семьи говорят совсем не так часто, как стоило бы.

Правда в том, что независимо от выбранного образа жизни и особенностей характера каждый человек имеет право на интимное пространство и время только на себя, когда он восстанавливает внутренние ресурсы, а не развлекает, обслуживает и подыгрывает тем, кто вынуждает его общаться. Это становится особенно трудно, когда время поровну распределено на детей, поддержку близких и рабочие обязанности — многие люди в таком случае говорят о медленном выгорании и о том, что не принадлежат самим себе. Очень важно в этой ситуации понять, действительно ли вам всегда требуется общество окружающих людей или от него можно вежливо отказаться фразой: «Простите, мне нужно побыть наедине со своими мыслями». Поход на фильм без компании, ужин в одиночестве, книга вместо соцсетей, десятиминутная растяжка для себя без внешний раздражителей — адекватный выход из такой ситуации.

Ответить себе на вопрос, вы с этими людьми, потому что выбираете это или потому что так получилось, очень нужно для того, чтобы выстроить спокойную и мягкую коммуникацию без чувства вины и ложного долженствования. И если вам нужна помощь близких, чтобы побыть одной и разгрузить свое расписание, не стесняйтесь попросить о самых простых вещах: один вечер посидеть с ребенком, дать вам полежать в ванне, не беспокоить звонками и сообщениями в определенное время, дать вам пообедать в одиночестве.


Что делать. Найти время в течение недели, которое вы посвятите именно себе. Не тратьте его на бытовые дела, вопросы по уходу или заботе о ком-то из близких, попробуйте никуда не ехать и ничего не решать. Пусть это будут 10 минут, но это будет ваше время. В идеале ваше время — без работы, обязанностей и общения — должно находиться каждый день, хотя бы пять минут. Это отличный момент, чтобы вспомнить о своем теле, подышать глубоко, сделать для себя что-то небольшое, полезное и приятное: съесть что-то полезное, прочитать стихотворение, прогуляться, послушать любимый альбом или набрать ванну — все зависит от ваших предпочтений. Со временем выяснится, как питательны эти моменты одиночества, скольким вещам вы в них учитесь и как они помогают заземляться в критические периоды.

© Crew/Unsplash

Упорядоченные близкие и деловые контакты

То, что времени ни на что не хватает, мы часто в детстве слышали от взрослых и не могли понять, что они имеют в виду. Все просто — пространство возможностей потратить свое время гораздо шире, чем наш временной ресурс, а время давно стало деньгами, которым нужен постоянный счет. Речь не только о четком тайм-менеджменте, который необходим по мере взросления, но и о том, что «успевают все» только в рекламных кампаниях, а никак не в жизни.

Бороться за личное пространство можно в том числе и через упорядочивание общения, причем под упорядочиванием не подразумевается механическое, скучное и функциональное общение — просто к нему тоже нужно подходить с осознанием своих приоритетов. Если по работе и творческим интересам сейчас важнее знакомиться с новыми людьми, то проводить все время с партнером будет прямым противоречием. Если общение с детьми и друзьями вступает в конфликт, необходимо разделить или объединить эти процессы. Если общение с родителями доставляет только боль и дискомфорт, необходимо задуматься над этими отношениями и повторяющимся механизмом вашего конфликта — чаще всего он существует. Если конфликты партнера или ребенка раз за разом перетряхивают ваше расписание и делают вашу жизнь сложной для планирования — это тоже повод для размышления.

Вычеркивайте или сведите до минимума общение с негативными людьми, которые склонны обесценивать вас и других, — даже если «надо». От многих «надо» можно избавиться формальным тоном: токсичные знакомые обычно легко схватывают его и делают выводы. «Обязанность» общаться с кем-то трудным отнимает очень много сил и чаще всего чем-то продиктована: психологической или экономической зависимостью, страхом за будущее или чувством стыда. Подумайте, какие эмоции стоят за большинством отнимающих много вашего времени отношений, и если это эмоции негативные (стыд, страх, боль, чувство вины, усталость), осмыслите роль этих людей в вашей жизни.


Что делать. Лучше всего в контроле за жизнью помогают письменные практики. Ежедневник с расписанием встреч и коммуникаций объяснит, сколько времени вы проводите с другими людьми. Это коммуникации рабочие или личные? Обязательные или добровольные? Много ли времени вы общаетесь виртуально и получаете ли от этого удовольствие? Есть ли рабочее общение, которое можно сократить или сделать продуктивнее? Есть ли личные отношения, которые движутся по одному и тому же расстраивающему вас сценарию? И то, и другое спокойно поддается коррекции, когда вы ставите более жесткие временные рамки. И да, обратите внимание на настройки приватности в ваших социальных сетях — подумайте, какие личные вещи вы сообщаете близким, знакомым или всему миру и не волнуетесь ли вы за свою уязвимость.

© Estée Janssens/Unsplash

Спокойное отношение к эмоциям, время и место их выражать

В недавнем хитовом TED-talk психолог Сьюзан Дэвид рассказывает, какой дискомфорт большинство из нас чувствует от переживания «плохих» эмоций: иногда даже больший, чем от негативных событий. Нас злит и расстраивает наш гнев и наша грусть, мы обижаемся на собственную обиду и склонны испытывать чувство вины, что испытываем чувство вины. Причина в том, что многих из нас не научили дистанцировать универсальные эмоции от собственного характера, а также ругали в детстве за проявление «плохих» эмоций: гнева, обиды, раздражения или усталости.

Тем временем «плохие» эмоции есть у всех, и насильственно замещая их «хорошими», мы загоняем неудовлетворение вглубь себя. Важно в этом случае найти удобное и комфортное пространство для выражения негативных эмоций. Отыграть злость на боксерской тренировке, покричать в пустоту, поплакать в одиночестве, когда очень хочется, не давить в себе гнев, а, например, записать его — с помощью бумаги или клавиатуры.

Принимать, контейнировать, но не выплескивать на окружающих негативные эмоции — важная и очень полезная черта. Как и умение говорить другим: «Оставьте меня, пожалуйста, в покое: я в плохом настроении и сейчас говорить не могу». Переждать бурю, уметь находить ей правильное применение, не травмируя окружающих, — важное чувство. Еще важнее — говорить близким о своих чувствах напрямую в подходящей ситуации, называть свои эмоции в Я-сообщении и не заменять коммуникацию агрессией.

Что делать. Расширенный дневник настроения с описанием эмоций помогает различать палитру состояний. Возьмите бумажный календарь на месяц, разделите каждый день на утро, день, вечер и ночь и заполняйте их специальными цветами — от нейтрального (все хорошо) до яркого (эйфория или гнев). Обязательно пишите и называйте по имени свои эмоции — гнев, раздражение, обида, очарованность, радость, усталость. Вы увидите, какие эмоции связаны у вас с разными событиями и встречами, какие доминируют и какие выбивают вас из колеи. А заодно придумаете системный способ проживать эти эмоции, готовиться к ним и не впадать в отчаяние от их неожиданности. Такой дневник настроения с описанием эмоций — значительный помощник в самоанализе и терапии.

Рабочее место с собственным характером

Не у всех есть возможность выбирать рабочее место, но обжить его и сделать удобным именно для себя невероятно важно. В первую очередь подумайте о том, на какой мебели вы сидите: стол и стул напрямую влияют на осанку, состояние позвоночника и мышечный тонус. Если у вас неудобная мебель на рабочем месте, договоритесь об удобной с работодателем или решите вопрос обустройства сами — удобный стул стоит дешевле сеансов массажа, сорванной спины и возрастных заболеваний.

Подумайте о подставке для ног, комфортном освещении, шумоизоляции: беруши — друг любого сотрудника большой компании. Настройте комфортный звонок рабочего телефона, разберите завал на компьютере и в документах, выберете любимую кружку, приносите на работу вкусные и полезные домашние обеды, держите неподалеку бутылку с водой. Посмотрите, не сидите ли вы под кондиционером, а потому, например, постоянно простужаетесь? Посмотрите на расписание: ваше рабочее время целиком оправданно? Не перерабатываете ли вы? А если да, то по какой причине?

Не все работодатели любят, когда сотрудники приносят личные вещи в компанию, — ответьте себе на вопрос, комфортно ли вам. Окружите себя нужными для хорошего самочувствия вещами: подушкой под шею, удобной сменной обувью (она необходима зимой, если вам жарко в теплой), настольными вещами, если хотите и это уместно (личными фотографиями, блокнотами, ежедневниками). Пусть все вещи в вашем рабочем окружении вызывают у вас ощущение уюта. И если для полного счастья вам нужен настольный цветок, увлажнитель воздуха или книга для вдохновения и это никому не помешает — смело заводите.


Что делать. Проверить рабочее место на предмет соответствия вашим желаниям — и сократить разрыв между мечтой и реальностью через небольшие последовательные действия: от удобной посадки и чистого воздуха в помещении до эстетики и напоминаний о самом любимом и важном для вас.

© Kinga Cichewicz/Unsplash

Дом, в который хочется возвращаться

Иметь собственное жилье — для многих роскошь, а уж тем более квартиру, отвечающую всем запросам. Прислушайтесь к своим ощущениям от дома и подумайте, чего в нем не хватает, а чего, наоборот, слишком много (не забывайте регулярно избавляться от лишнего). Дом, в который хочется возвращаться и где удобно делать важные вещи — невероятная ценность, к тому же достижимая.

Если вам нравится готовить, оборудуйте комфортную кухню. Если вы проводите много времени с книгами, поставьте кресло. Если готовитесь к появлению ребенка, предусмотрите, чтобы квартира подходила и для него тоже. Если это съемное жилье, договоритесь с хозяевами о вашем комфортном пребывании там, вывозе чужих личных вещей с балкона и жилой территории, разгрузите квартиру от лишнего — или приспособьте это для себя.

Если несмотря ни на что ощущения дома нет, подумайте о запахах, освещении, отношениях с соседями или партнером — теми, с кем вы живете. Ведь дом — это не только физическое, но и психологическое пространство, где вы восстанавливаете силы. Кровать, рабочее место, зоны еды и гигиены должны быть или хорошего качества, или очищены от всего лишнего. Несколько очень удобных предметов мебели в скромном интерьере куда лучше, чем ворох не очень оправдывающей вложения ерунды.

Что особенно важно — убирайте сезонные вещи или находите хранилище для них, чтобы очистить жизненное пространство: велосипеды, лыжи, зимняя резина, теплые вещи или пока неактуальная домашняя библиотека могут быть помещены в другое место без ущерба для вашего уюта. Комфортное цветовое решение, хороший свет, запахи и наличие растений влияют на ощущение от дома в неменьшей степени, чем материалы и собственно мебель. Подумайте о том, что в вашем доме у вас должно быть право на то самое личное пространство — важный для вас объект или место, где вам нравится проводить много времени, возможно, связанное с каким-то принципиальным ритуалом. Ванная, кухня, спальня или столовая — это не важно, главное, чтобы в этом месте вы радовались самой себе.


Что делать. Осмотрите жилье на предмет раздражающих недостатков и устраните их первыми. Найдите место в квартире, которое нравится вам больше всего и создает ощущение уюта и спокойствия. Это комната или ее уголок? Как его можно обустроить именно для вас? Небольшими фотокарточками? Любимым запахом или цветом? Купить пальму, или идеальный стул, или кушетку? Плед и любимую подушку? Осветить его красивой лампой? Или просто чаще оказываться в одиночестве, погружаясь в собственные мысли? Это и будет ваше личное пространство, с которого могут начаться большие перемены.

×
Ваш браузер устарел
Пожалуйста, обновите его или установите новый.
Ваш браузер не обновлялся уже несколько лет. За это время некоторые сайты стали использовать новые технологии, которые он не поддерживает и не может корректно отобразить страницу. Чтобы это исправить, попробуйте установить новый браузер.