Ваш браузер использует блокировщик рекламы
Он мешает корректной работе сайта.
Добавьте pink.rbc.ru в белый список. Как это сделать.
Специальный
партнерский
проект
Свершения Город женщин: как урбанистика может сделать нашу жизнь лучше
Свершения
Город женщин: как урбанистика может сделать нашу жизнь лучше
Сразу несколько международных исследовательских агентств объявили конкурс на получение грантов для изучения факторов, которые влияют на комфорт проживания женщин в городе. Pink вспоминает историю вопроса и рассказывает, что уже известно об этом.

Мы точно знаем, как влияют на наше самочувствие количество сна, обстановка в квартире, рабочее расписание, и вполне естественным кажется желание корректировать их так, чтобы сделать свою жизнь комфортнее. То, что в одних городах среда более приятная для жизни, чем в других, ни для кого не секрет. Попытаемся разобраться, какие слагаемые городской среды важны для комфорта женщин и что можно взять под свой контроль. 

История вопроса

Современная дискуссия о комфортном городе для женщин началась в 1996 году. Власти города Вены заинтересовались, почему в городских парках намного больше мальчиков, чем девочек. С этого момента и принято начинать большой разговор о городе, комфортном для обоих полов. Исследование выявило интересный момент: количество девятилетних мальчиков и девочек в парках было одинаково, но чем старше становились девочки, тем реже их там можно было встретить.

Логично предположить, что дело было в безопасности, но все оказалось немного сложнее. После того как в парках устроили площадки для волейбола и бадминтона, девочки туда вернулись. Так получилось потому, что у мальчиков и девочек разные представления о комфортном пространстве для игры: девочкам не нравится играть в футбольных «коробках» — им спокойнее, если площадка хотя бы с одной стороны открыта и они могут покинуть ее в любой момент. Кроме того, девочки больше любят играть в маленьких группах — в классики, прыгать через скакалку и так далее. Когда все играют вместе на одной площадке, то мальчики занимают центр, а девочкам совсем не остается места — и поэтому в парке для них обустроили специальные площадки.

На этом дело не закончилось: в 1999 году венское правительство выяснило, что женщины и мужчины в принципе пользуются городской средой по-разному. Тогда жителей девятого района спросили, как часто они ездят на общественном транспорте. И оказалось, что мужчины передвигаются на нем от силы дважды в день: на работу и домой. А женщины используют более сложную схему маршрутов, опирающихся на разный публичный транспорт: отвозят детей к доктору, потом отправляются на работу, покупают лекарства маме и отвозят детей домой.

Кроме того, оказалось, что женщины, в отличие от мужчин, больше ходят пешком и чаще предпочитают городской транспорт личному. Около 60% мужчин передвигались на собственном авто, тогда как тот же процент женщин использовали общественный транспорт или ходили пешком.

Так власти решили, что хорошо бы сделать транспортную инфраструктуру более удобной именно для женщин: добавили на темных маршрутах освещенности, чтобы было не страшно возвращаться домой, спроектировали удобные перила под женский рост и так далее.

Интересно, что мужчины в том исследовании не смогли ничего придумать, чтобы сделать город удобнее, в то время как у женщин было множество предложений. Так возникли жилые комплексы, расположенные вблизи маршрутов публичного транспорта, с дворами, аптеками и детскими садами — знаменитый пилотный проект района, удобного для жизни обоих полов.

Еще одно важное исследование провели в Братиславе, оно касалось района Петржалка. В конце 1970-х его начали застраивать массовым жильем, но никаких культурных и общественных пространств в нем не планировали. И если мужчины каждый день отправлялись на работу, то женщинам просто некуда было пойти: они проводили время дома, с детьми. В результате уровень самоубийств женщин в скором времени возрос.

Что представляет собой город для женщин

Так как же выглядит город, комфортный для женщин? Конечно, есть самые очевидные его признаки — это прежде всего количество женщин на улицах ночью и днем. Грустно, но даже в развитых странах женщины продолжают волноваться из-за того, находятся ли они на улице в безопасности.

Лондонский опрос 2012 года показал, что 43% молодых девушек подвергаются уличным приставаниям, во Франции в 2013 году каждая четвертая девушка хотя бы однажды испугалась, пока гуляла по городу, а в 2014-м каждую пятую оскорбили (по данным исследования Creating Safe Spaces in Cities for Women: A Resolution for International Women's Day 2014). Возможно, кому-то такие оскорбления могут показаться не слишком опасными, но они вполне могут привести к тому, что, выбирая между активной социальной жизнью и перспективой остаться дома, женщина выберет второе, особенно в темное время суток. А в северных странах темнота наступает, как мы хорошо знаем, уже после четырех часов вечера.

В данный момент нет никакого рейтинга, который мог бы качественно и количественно оценить, насколько комфортен тот или иной город для женщин. Есть, конечно, рейтинг городов, безопасных для жизни женщин, где в 2017 году, по версии Thomson Reuters Foundation, Москва находится на 16-м месте. Рейтинг Thomson Reuters Foundation считает и уровень насилия, и доступность медицинских услуг, и доступ к образованию. Но этот рейтинг нельзя назвать абсолютно полным: есть, например, сугубо американский рейтинг безопасности городов в США для женщин ValuePinguin, который просчитывает процент больных раком у обоих полов, количество женщин на управляющих должностях (в том числе среди мэров и в полиции), уровень дохода и многие другие факторы. Но даже этот рейтинг не учитывает более тонкие нюансы, с которыми сталкивается в своей жизни женщина. К примеру, насколько гибким может быть рабочее расписание? Если офисная работа начинается, как правило, в девять часов, то насколько удобно отводить ребенка в школу?

Манифест городов, которые были бы комфортны для женщин, требует по крайней мере следующих шагов. На первом месте — безопасность. Лондонское исследование показало, что для того, чтобы женщины чувствовали себя в безопасности, им нужно прежде всего хорошее освещение, уход за публичными пространствами и четкий приоритет в нем пешеходов. Кроме того, женщины чувствовали себя комфортнее в хорошо просматриваемых открытых местах, где проводит время много разных людей.

Женщинам больше нравится кататься на велосипедах, если дорожки четко отделены от проезжей полосы, что касается остального транспорта — крайне важно продумать дизайн остановок и прилегающих к ним территорий: они должны быть хорошо освещены, точно так же, как и территория вокруг них, особенно ночью. Проектируя транспорт для женщин, следует понимать, что женщина может пользоваться им вместе со своим ребенком, который с определенной вероятностью будет находиться в коляске. Насколько удобно будет подниматься с коляской в поезд, есть ли у велосипеда, который можно арендовать в городе, детское сиденье — этими вопросами рекомендует задаваться Association of Pedestrian and Bicycle Professionals.

Комфорт матерей в городе — отдельный вопрос. Где женщина может покормить своего ребенка или поменять ему пеленки? Детские комнаты в общественных пространствах — также вопрос пригодности города для проживания в нем женщин. Сколько времени нужно женщине с коляской, чтобы перейти дорогу? Рассчитан ли светофор на это время? Сколько в городе парковок, где будет удобно поставить машину так, чтобы можно было достать из нее ребенка в переносном детском кресле? Если женщина не сможет сама спустить детскую коляску по лестнице подъезда, она будет «гулять» с ребенком на балконе. 

Два года назад на неформальной конференции городских инициатив «ДелайСаммит» художники, писатели и психотерапевты обсуждали тему «Как вернуться с дискотеки живой и другие секреты выживания» и сформулировали главные проблемы, с которыми сталкивается женщина в Москве: в темное время суток гулять по городу небезопасно, а с появлением детей легко оказаться в изоляции от общества.

Что можно сделать? 

Чтобы решать все эти вопросы, нужно понимать потребности женщин, для этого среди чиновников и проектировщиков городских пространств, транспорта, домов и социальных центров должно быть больше женщин. И даже если вы не стремитесь сделать карьеру в этой области, вы можете попробовать улучшить пространство вокруг себя. 

Возможность преобразования среды зависит от того, в каком городе вы живете и насколько правительство вашего района склонно прислушиваться к мнению жителей. На уровне закона жители Москвы и Московской области имеют право на бесплатную установку в зданиях пандусов для детских и инвалидных колясок — для этого достаточно написать заявление в ЖЭК или управляющую компанию (на имя начальника организации в двух экземплярах). Самостоятельно, впрочем, установить его нельзя — нужно именно написать заявление и указать адрес дома, обязательно номер подъезда и месторасположение пандуса в самом подъезде. Теоретически подать жалобу на недостаточное освещение можно на сайте ЖКХ, скачать приложение «Наш город» или дозвониться в мэрию. Более коротким и простым путем будет познакомиться с муниципальным депутатом своего района и постараться донести до него свои требования, чтобы эффективно оформить нужную заявку.

×
Ваш браузер устарел
Пожалуйста, обновите его или установите новый.
Ваш браузер не обновлялся уже несколько лет. За это время некоторые сайты стали использовать новые технологии, которые он не поддерживает и не может корректно отобразить страницу. Чтобы это исправить, попробуйте установить новый браузер.