Стиль
Здоровье 5 вещей, с которыми стоит попрощаться перед новым годом
Стиль
Здоровье 5 вещей, с которыми стоит попрощаться перед новым годом
Здоровье

5 вещей, с которыми стоит попрощаться перед новым годом

Фото: brooke lark/Unsplash
Чтобы начать новый год с чистого листа, нужно освободить место для новых планов, людей, мыслей и целей. Важно попрощаться с прошлым — тем, что больше не интересно, утомляет, расстраивает и мешает двигаться дальше. Pink рассказывает, как это сделать.

Лишние вещи

Вокруг нас действительно очень много лишних вещей — начиная с громоздкой мебели и старых коллекций CD, которые мы никогда не послушаем, заканчивая дурацкими подарками, которые жалко выбросить, и не радующей нас одеждой. И маленькие, и большие пространства захламляются одинаково быстро — дело здесь не в жилой площади и размерах рабочего места, а в количестве полезных предметов, которые окружают нас каждый день. Если в обычной жизни вам буквально негде развернуться и вы тонете в не очень полезных предметах, пора провести ротацию.

Во-первых, от многих вещей можно избавиться с выгодой для себя. Во-вторых, сортировка вещей наглядно покажет, что вы склонны приобретать в неправильных количествах, и в следующий раз в мебельном магазине, универмаге детской одежды, продуктовом или книжном вы несколько раз подумаете, прежде чем сделать новые покупки. В-третьих, разбор вещей помогает лучше понять себя и свои нынешние цели. Сортировка одежды или косметики даст ощущение того, как вы хотите выглядеть и какие приобретения были самыми полезными. Разбор книжной полки оформит ваши вкусы, а перебор документов на рабочем столе компьютера объяснит, на какие дела ушел текущий год.

Очень полезно время от времени разбирать документы, бытовые мелочи, подарки и технику, чтобы не упустить каких-то важных вещей в планировании, будь то выплата налогов, составление бюджета на будущий год или решение о ваших инвестициях. А еще в минималистичной обстановке проще сосредоточиться на главном — том, что важно для вас именно сейчас, — пожертвовав мишурой и всем, что вас отвлекает. 


Что делать. Постепенно, если это не укладывается в один день, определитесь с лишними вещами — от ненужных сувениров до предметов гардероба. Одно из базовых правил: если эта вещь бесполезна для вас или не приносит вам удовольствия, решайтесь на расставание. Второе правило: если за год вы ни разу к ней не притронулись, скорее всего, уже и не притронетесь. Посмотрите на эти вещи трезвым взглядом через несколько дней. Затем отделите вещи, с которыми не готовы расставаться бесплатно, от тех, которые спокойно подарите или отдадите даром. Продайте все ненужное, что хотите продать, особенно это касается техники, мебели и одежды в хорошем состоянии.

Теперь начинается самое интересное. Вещи, которые остались после продажи, разделите на те, которым место на свалке, и те, которые, скорее всего, кого-то обязательно порадуют — надоевшая посуда и постельное белье, слишком большой кактус, платье, из которого вы выросли, корм, не подошедший вашему коту. Пригласите гостей и устройте вечер обмена вещами — с подругами и друзьями.

Обмен книгами может стать началом маленького читательского клуба, обмен одеждой и косметикой перерастет в череду веселых девичников, обмен домашними мелочами или детскими вещами может стать идеальной активностью для родителей в выходной день. Всегда думайте о том, чтобы вещи, которые вы отдаете, были в хорошем состоянии — и вашим гостям было бы приятно получать их в подарок. И даже если после таких событий остались ненужные вещи, вы всегда можете сдать их на переработку, отдать в центры соцпомощи и религиозные организации.

Токсичные знакомые

Токсичность — очень емкое слово, описывающее неприятное свойство людей, с которыми мы привыкли или нам приходится общаться. Коллеги-сплетники на работе, неприятная компания, где мы время от времени оказываемся от скуки, ровесники, с которыми не о чем поговорить, дальние родственники, не принимающие нашу жизнь и критикующие нас, — таких людей очень много, и тратить на них время без ущерба для своей психики часто не получается. Каким бы ни было настроение, как бы ни изменилась самооценка, токсичные люди заставляют нас сомневаться в себе и правильности выбранного нами пути. А еще не дают ни радости, ни вдохновения.

Каких-то токсичных отношений (например, с родителями и начальником) нельзя избежать, но влияние их на свою жизнь можно минимизировать. Самое важное — признаться себе, с кем из знакомых мы общаемся по привычке, интуитивно догадываясь о ядовитости и неполезности этих отношений. Лучшее действие перед новым годом — выстроить дистанцию с этими людьми и не пускать их слишком близко в свою жизнь. Большинство ваших связей в жизни добровольны и зависят только от вашего желания, а значит, в ваших силах их корректировать и обрывать.

Признаков токсичности очень много, и о ней сейчас активно пишут в популярной психологии. Что самое разочаровывающее в токсичных знакомых — часто мы перенимаем их паттерны поведения и начинаем неосознанно подражать им, сами становясь токсичными и трудными в общении. 


Что делать. Проанализировать, какие отношения с людьми вас чаще всего расстраивают и есть ли для этого объективные причины. В случае с родителями, детьми и партнерами нужно смотреть на ситуацию со многих сторон. Иногда тут не обойтись без профессиональной помощи психолога или психотерапевта. Если же это друзья, коллеги, знакомые и родственники, попробуйте взять необходимую дистанцию. Вместо токсичных людей подумайте о тех, кто вас вдохновляет, и постарайтесь в новом году больше общаться с ними. Подумайте о тех, с кем давно хотели сблизиться, и начните это сближение.

Не вовлекайтесь в активное общение с теми, кто дает вам ощущение досады и собственной несостоятельности, обходитесь дежурной вежливостью или нейтральным присутствием. Подумайте, окружены ли вы на работе и дома благотворной средой, комфортно ли вам с теми, с кем вы делите квартиру, рабочее пространство, творческие проекты. Отдохните от тех, чье осуждение выводит вас из себя, и попробуйте не тратить время на диалоги с теми, кто вас не поддерживает. Придумайте план побега из неблагоприятной среды. На работе с нетоксичным начальником и поддерживающим коллективом, в одиночестве, а не в компании странных друзей, которые обсуждают друг друга за спиной, вы вырастете и разберетесь в себе гораздо быстрее.

Фото: Daria Shevtsova/Unsplash

Неприятные обязанности

Многие из нас воспитаны на преодолении и необходимости постоянно бороться с собственной ленью — так наше расписание оказывается забито делами для нас и всех, кого мы любим, кому что-то пообещали и не нашли в себе смелость сказать «нет». Бесконечные списки важных дел, которые не заканчиваются ни в отпуске, ни на выходных, рано или поздно приводят к выгоранию, но понимаем мы это слишком поздно.

Психологи и личные тренеры советуют определить приоритеты месяца, сезона, года и аккуратно распределить их по времени, планируя дополнительные дела на основе того, выполнена ли «обязательная программа». Например, вы выясняете, что незаметно для себя стали постоянно оставаться на работе дополнительные часы и получили обязанности, которые никак не оплачиваются и не обсуждались при приеме на работу. Или что обязанности по дому или уходу за ребенком в девяти случаях из десяти ложатся на вас. Или что знакомые часто прибегают к вашим бесплатным консультациям и бескорыстной помощи, когда у вас не хватает времени заниматься важными вещами, — и в итоге ваше расписание диктуют косвенные или подразумеваемые обязанности.

Самое время понять, что из этих занятий принципиально для вас и можете сделать только вы, что получается у вас лучше, чем у остальных, и попросить о внимании и вознаграждении ваших регулярных усилий. Чаще всего переутомление и желание влиять на большинство ситуаций в поле зрения от начала до конца — мотив контролирующего поведения, которое обнажает много внутренних слабостей. И над ними можно и нужно работать. 


Что делать. В течение месяца ведите ежедневник с описанием времени, затраченного на разные дела, рабочие и нерабочие. Включая досуг, приятное безделье, семейные заботы, прогулки и походы в салон красоты — в этом ежедневнике должно быть все. Посмотрите, сколько дел продиктовано данными обещаниями и личной ответственностью, а сколько — собственными желаниями. Если в основе многих действий — страх подвести других и чувство долга, а не ваше желание, самое время задуматься.

Откажитесь от необязательных и утомляющих вас обязанностей, пересмотрите рабочий график, обсудите с партнером ведение домашних дел и планирование свободного времени с друзьями. Вы не должны быть крайней и контролировать каждый процесс в вашей жизни, попробуйте разделить ответственность с другими.

Вредные привычки

Мы не будем писать о том, что бросить курить можно за пару дней, а бокал вина вечером плохо сказывается на памяти и здоровье. Но количество выкуренных сигарет, как и выпитых без повода спиртных напитков, можно начать плавно сокращать, позволяя себе исключения вроде новогодних праздников и дня рождения. К здоровому образу жизни каждый приходит в нужное для него время, но подготовка к новому году по новым правилам начинается не после утомляющих застолий и стрессовых перелетов, а за несколько месяцев или недель перед большими переменами.

Лучший способ подготовиться к новому году — сократить вредные привычки, к которым относится очень много наших активностей, или обосновать для себя их существование. Например, вы проводите много времени в соцсетях и начинаете контролировать ваше поведение в интернете при помощи специальных настроек браузера. Или пытаетесь компенсировать сидячий образ жизни прогулками в выходной день. Или ставите себе цель улучшить сон после длительного периода переутомления либо бессонницы. Или постепенно, не переворачивая свою жизнь за день, меняете продукты в рационе на более полезные для вашего тела и его особенностей — без резких диет и неправдоподобных обещаний. Подумайте о недостатках, которые вам по силам и хочется преодолеть, и наметьте пошаговый план действий из позитивных решений. 


Что делать. Посмотреть правде в глаза и определиться, какие плохие привычки свойственны вам, насколько вы хотите с ними расставаться и что приобретете, когда расстанетесь. Первым делом проверять по утрам почту и потом нервничать, завтракая на ходу, — не курение, но тоже плохая привычка. Засиживаться допоздна и задерживать работу — однозначно плохая привычка. Делать покупки в кредит, не откладывая сбережений на будущее, — плохая привычка. Заниматься самолечением вместо консультаций у врача — еще одна плохая привычка.

Честно признайтесь себе, какие плохие привычки кажутся вам разрушительными, и постепенно начните избавляться от них в течение ближайшего месяца, не ставя себе никаких финальных сроков. Подумайте о том, какие мелочи вокруг вас помогают вам быть счастливее, приучите себя к короткой, но регулярной утренней зарядке, заведите счет для сбережений, практикуйте часы без гаджетов и компьютера. Чем плавнее будет идти процесс отказа от вредных привычек, тем меньше будет вероятность срывов и вашей неудовлетворенности тем, что вы не соответствуете намеченному плану.

Фото: Diego PH/Unsplash

Сожаления о прошлом

От того, чтобы спланировать год и начать его с воодушевлением, нас часто удерживают сожаления о том, что не случилось в ушедшем году: несчастливые события, неудачи, нереализованные планы, невыполненные обещания и неоконченные дела. Многие краткосрочные дела, если они определяют самочувствие, лучше действительно закончить до конца года — так к новому году у вас уже будет большая картина дальнейших планов и достижений, а не ворох незаконченных дел, к которым страшно подступиться.

В остальном же сожаления о прошлом имеют куда больше отношения к нашей самооценке и мировосприятию, чем к реальным масштабам совершенных и не совершенных нами действий. Умение отпускать прошлое — счастливое и несчастливое — один из показателей стрессоустойчивости и адекватного самочувствия, которое необходимо для построения долгосрочных планов. Чаще всего оно связано с нашим умением благодарить и прощать самих себя, даже если мы были не на высоте, и учиться на собственных ошибках.

Если в минувшем году вы взвалили на себя так много, что к концу года не осталось ничего, кроме усталости и злобы на собственную неосмотрительность, обратите внимание на планирование времени. Если в этом году вы сильно подвели кого-то, попросите прощения. Если переживаете, что время улетело в трубу, позвоните близким людям и скажите им лишний раз, как сильно вы их любите. Если сделали неосмотрительный выбор, успокойте себя тем, что ваш опыт не дал вам возможности поступить иначе, но теперь вы вооружены новыми знаниями. Если вы глобально разочаровались в близких людях, деле жизни, увлечениях, успокойте себя тем, что любимые дела и люди часто не навсегда и вас ждут новые увлечения и привязанности. Не прямо сейчас, но они случатся, когда вы будете к этому готовы


Что делать. Освежите в памяти все разочарования и сожаления года, запишите их и спокойно проговорите с собой в полном одиночестве. Выберите день, когда у вас будет нейтральное или хорошее настроение, чтобы проанализировать, что конструктивного дал вам этот негативный опыт. Можете представить на своем месте литературного персонажа, которому необходимо совершать ошибки, чтобы учиться новому и идти дальше, — такой метод дистанции помогает увидеть жизнь немного в другой перспективе.

Подумайте, почему случились эти печальные события и зависели ли они от вас: отделите ситуации, на которые вы никак не могли повлиять (финансовый кризис, проблемы со здоровьем и прочие форс-мажоры), от тех, в которых вы принимали решения. Обоснуйте для себя прошлые решения, подумайте, какими эмоциями вы руководствовались, когда поступали неразумно и неправильно. Запишите эти эмоции простыми словами через запятую и обратите внимание, какое настроение и состояние доминирует над вами, когда вы делаете то, о чем потом жалеете. Подумайте, как в дальнейшем дистанцировать принятие решений от импульсивных реакций, кого попросить о помощи и поддержке в трудный момент и на что опереться в кризисной ситуации. Держите этот список людей перед собой для успокоения в моменты тревоги и нерешительности.

Другой вектор исправления — учиться быстрее отличать ситуацию, в которой все в ваших руках, от той, с которой можно только смириться. Медитация, письменные техники самоанализа, психотерапия — все это методы быстрее прийти к жизни без сожаления.