Впечатления
«Информационная буря»: почему люди верят в ненастоящие новости
© Priscilla Du Preez/Unsplash
Можно ли верить тому, что написано? Многое зависит от источника, но некоторые новости заставляют людей принять происходящее безоценочно и мгновенно. Рассказываем почему.

Что такое фейковые новости

Fake (англ. fake news — фальшивые новости) — намеренное распространение неверной информации. Она может быть заказной или шуточной, появиться в результате сарафанного радио, когда один неправильно понял, но передал другому. Раньше такие новости называли уткой, их часто использовали в пиар-кампаниях из-за быстрого распространения среди населения. Например, в исследовании 2017 года, опубликованном в Journal of Economic Perspectives, были опрошены более 1200 взрослых американцев, которые столкнулись с дезинформацией перед президентскими выборами 2016 года. 15% респондентов сказали, что читали или слушали фейковые новости, а 8% из них признались, что верили этой информации.

Воздействие информационных потоков

Сейчас часто упоминают о том, какой информационной атаке подвергаются жители крупных городов. При этом редко упоминают, что большая часть этой информации — вторичная, то есть поступает не напрямую из источника, а через кого-то. Как правило, в искаженном виде. Рассмотрим ситуацию: вы находитесь в переполненном кинотеатре, и вдруг люди встают со своих мест и бегут к выходу. Вы не знаете, из-за чего это происходит, но мозг уже принял сигнал бедствия, значит, вы тоже попытаетесь убежать. Это лишь одна из возможных интерпретаций происходящего в зависимости от вашего опыта. Быть может, вы решите, что фильм скучный, поэтому толпа покинула зал, или это была ложная тревога, начало которой вы не заметили. Считывание социальной информации — важный навык, которому можно научиться только на практике.

© Amanda Lins/Unsplash

Влияние цифровой культуры

Процессы считывания информации формируются за счет социального опыта человека и заложены в нас природой. Но современная жизнь корректирует этот механизм. Датские исследователи Винсент Ф. Хендрикс и Пелле Дж. Хансен назвали его «информационной бурей» и сравнивают с внезапно обрушившимся потоком. Они изучили вопрос неразумности восприятия фактов из Cети и считают, что речь не о намеренном обмане и манипуляциях, а о природе принятия информационной среды. В 2019 году Институт изучения журналистики Reuters при Оксфордском университете опубликовал отчет, который подтверждает, что ложные новости не слишком активно распространяются через информационные источники.

Обман или ошибка

Представьте распространенную ситуацию: несколько людей делятся постом в соцсети. Любой, кто прочтет его на странице друга, увидит большое количество лайков и репостов. Перед ним встанет бинарный выбор: доверять прочитанному или нет? Теоретически можно проверить информацию в Сети, но этот кропотливый процесс потребует времени. Краткий путь — задать вопросы автору первоначальной заметки и выяснить подробности. Если вы не желаете тратить ресурсы на поиск, у вас недостаточно информации для решения вопроса «верить или не верить», тогда мозг автоматически активирует программу подражания другим людям. Это цепная реакция, и чем больше пользователей поделились статьей до вас, тем выше шанс, что вы сделаете то же самое, не разобравшись в нюансах.

© Elena Koycheva/Unsplash

Онлайн-автоматизация

Подобное доверие стало основополагающим для онлайн-эпохи. При создании поисковой системы Google важным нововведением была не оценка качества работы сайтов (задача очень сложная и энергозатратная), а отношение пользователей к этим порталам. Первый алгоритм Google PageRank ставил их в основу рейтинга, опираясь на реакции, которые вызывает контент. То есть, вводя в поиске ключевые слова, пользователь видел страницы с наибольшей посещаемостью и активностью, хоть это не гарантирует нахождения нужной информации.

Информация и деньги

Социальное взаимодействие — один из фундаментальных критериев прибыли компаний. Пользовательский трафик, рейтинги и отзывы позволяют сайтам оставаться на вершине поисковых систем, а значит, привлекать еще больше клиентов. Клики, лайки, репосты и анализ действий посетителей сайта позволяют составить картину целевой аудитории и понять, что нужно покупателю. В результате это монетизируется, поэтому крупные компании вкладывают деньги в рекламу.

Как справиться с «цифровой бурей»

Любое ложное убеждение можно опровергнуть новой публичной заметкой или выступлением. Но может сработать распространенное когнитивное искажение — эффект обратного действия. При нем человек запоминает ложный факт и верит в него вопреки новым обстоятельствам. Может потребоваться много времени и доказательств, чтобы переубедить собеседника. Если вы сами склонны к мгновенному считыванию информации с окружающих и моментально реагируете на посты с призывами о помощи, попробуйте замедлиться и поразмыслить над прочитанным. Иногда для разоблачения фейка достаточно ввести в поисковик пару строчек или контактные данные из объявления, связаться напрямую с автором или опросить тех, кто знаком с ним лично.

Яндекс. Директ