Стиль
Впечатления Как и зачем коллекционировать искусство
Впечатления

Как и зачем коллекционировать искусство

Фото: shutterstock
Чтобы стать коллекционером, не обязательно возглавлять рейтинг миллиардеров. Анна Рахмангулова, соосновательница онлайн-галереи современного искусства «МассАрт», рассказывает, зачем и как приобретать арт-объекты даже при скромном бюджете.

Даже если вы не знаете язык символов и не обращали внимания на появляющиеся в кадре предметы искусства, картины, они все равно влияют на настроение и ассоциативный ряд. Быть может, поэтому режиссеры нередко используют их в своих в фильмах: в «Солярисе» Тарковского они навевают воспоминания о Земле, в «Лучшем предложении» Торнаторе — раскрывают характер главного персонажа, в «Безумном Пьеро» Годара — ставят акценты на событиях.

И это особенность арт-объектов: они не перетягивают на себя все внимание в интерьере, но всегда поддерживают общий стиль. Они как аксессуары на человеке: фамильное кольцо с изумрудом, нитка жемчуга, серебряный браслет Tiffany, пластиковые серьги с Микки Маусом — мы редко разглядываем их внимательно, но благодаря им многое узнаем о собеседнике. Так и коллекция: она подчеркивает ваш вкус, создает особую атмосферу дома. Но, вероятно, вам нужны более серьезные аргументы.

Зачем собирать предметы искусства?

Постепенно общество отходит от идеалов потребления, молодые люди все меньше хотят вкладываться в однодневную моду. И это справедливо: в отличие от авто, гаджетов или одежды класса люкс, чья стоимость падает на 30% сразу после покупки, искусство, как правило, не теряет в цене. Грамотно выбранный арт-объект со временем только увеличит размер вашего состояния.

И все же инвестирование — это не главная цель создания коллекции. Представьте: вы купили картину или фотографию, которая вам не нравится и не восхищает, но вам каждый день приходится смотреть на нее. Это похоже на брак по расчету: удовольствия нет, а терпеть приходится.

Поэтому опытные коллекционеры чаще руководствуются иными мотивами. Во-первых, это хобби. Пока другие вяжут крючком или играют в компьютерные игры, они смотрят фильмы о живописи, изучают современных художников и их биографии, ездят на выставки по всему миру, общаются, получают знания, заводят полезные знакомства и обогащаются новыми впечатлениями. И это помимо радости от приобретения желанных объектов. Вторая причина — повышение самооценки. Кто-то гордится тем, что может позволить себе сумочку от Chanel, но этих сумочек по миру тысячи. А коллекционная картина или скульптура обычно существует в единственном экземпляре. И эта покупка относится исключительно к премиальному сегменту, ведь предметы искусства покупают только тогда, когда закрыты первичные потребности. Третий довод в пользу искусства — эстетическое наслаждение. Как показывают исследования Университетского колледжа Лондона, при созерцании шедевров уровень дофамина повышается, как при влюбленности.

И конечно, коллекция — это еще и наследие. Картины и скульптуры будут передаваться потомкам на протяжении нескольких поколений, а биография «особого предка» — и того дольше. Звучит как заявка на бессмертие.

Как выбирать картины и развивать вкус

Искусство субъективно, значит, главный критерий при его покупке — чутье, интуиция, «нравится/не нравится». Зачастую коллекционеры подбирают предметы, следуя общей концепции, идее: например, подчеркивают женскую красоту либо рассказывают о годе их собственного рождения или, может, о космосе. Или о котиках, в конце концов. Главное, чтобы тема была значимой для личности и ее частной истории.

Кроме интуиции и личных предпочтений важны знания. Поэтому, прежде чем решиться на покупку для своей первой коллекции, желательно отсмотреть тысячи картин, чтобы разобраться в своих предпочтениях, научиться отличать необычную работу от «проходной». Чем больше выставок и ярмарок вы посетите, чем больше узнаете об истории живописи и жизни художников, тем лучше вы поймете современное искусство. Любовь к нему редко у кого вспыхивает с первого взгляда. Тут как с литературой или музыкой: чтение Джойса или прослушивание джаза требует тех же интеллектуальных усилий, что и восхищение работами Ротко или Херста.

Фото: Markus Spiske/Unsplash

Дональд Томпсон в книге «Как продать за $12 миллионов чучело акулы» приводит данные Нью-Йоркского музея современного искусства: в среднем у посетителей уходит семь секунд на одну картину. На просмотр каталога или пролистывание страниц сайта нужно еще меньше. Так что при желании это не займет слишком много времени.

Если вы не можете точно разобраться, что вам по душе, задайте себе вопрос: «Какую картину я готов(а) украсть?» Прочитайте книгу «Щегол» Донны Тартт, чтобы понять, какое ощущение у вас должно возникнуть при виде «того самого» арт-объекта.

Где купить картину?

Если вы только начинаете собирать коллекцию и не располагаете большим бюджетом, начните с покупки работ молодых художников. Вот несколько мест, где можно найти что-нибудь интересное.

1. Выставка работ выпускников. Стоит пообщаться с автором картины или скульптуры, чтобы понять, какой смысл он в нее вкладывал и что она для него значит.

2. Instagram. Это как бесконечный музей, в котором можно найти все что угодно.

3. Художественные ярмарки. На значительных пафосных мероприятиях, например Art Basel и Frieze Art Fair, среди покупателей можно встретить Дэвида Бекхэма и Канье Уэста. Но начать можно и с посещения локальных ярмарок. Например, Cosmoscow в Москве, NADA в Майами, Liste в Базеле, Photo London в Лондоне.

4. Онлайн-галереи. Обычно их ведением занимаются искусствоведы и опытные арт-дилеры, которые уже отобрали качественные работы. Одно из преимуществ поиска в интернете — можно сразу выставить фильтр по цене. К примеру, на сайте проекта «МассАрт» все работы стоят не дороже 50 тыс. руб.

Какие подводные камни коллекционирования надо знать?

Основная сложность, с которой сталкиваются коллекционеры, — финансовая «непрозрачность». В отличие от обычных магазинов галеристы оставляют за собой право называть разным покупателям разные цены, а людям, «пришедшим с улицы», и вовсе не озвучивают стоимость произведений.

Еще одна трудность связана с тем, что коллекционирование, особенно в Европе и Америке, похоже на закрытый клуб. И чтобы в него попасть, необходимо не только доказать свою платежеспособность, но и сдать своеобразный экзамен: объяснить, что вы будете делать с произведением искусства, почему оно вам приглянулось и как вы относитесь к личности художника. Нередко галеристы вносят покупателя в лист ожидания, чтобы он прочувствовал всю важность покупки и доказал готовность к приобретению.

Да, все эти препятствия направлены на то, чтобы сохранить элитарность такого хобби, как коллекционирование. И пока одни видят в этом проблему, других захватывает сложный процесс пополнения коллекции и превращает охоту за сокровищами в настоящий увлекательный квест.