Впечатления
Girl Power: самые влиятельные женщины в истории стрит-арта
© indie184/instagram
Несмотря на сложившийся стереотип, что граффити — это искусство мужчин, уже в 1970-е годы первые девушки-граффитчицы стали звездами уличного искусства. Lady Pink и Faith47 вошли в историю стрит-арта, а работы Indie184 украсили видеоигру GTA IV.

В 2016 году чешская художница Сани (Sany) представила документальный фильм, посвященный граффитчицам: Girl Power. На съемки ушло семь лет, за это время Сани сняла захватывающее кино о культуре граффити в разных странах. Его героини — бесстрашные девушки, наносящие рисунки на поезда и стены. Завоевывающие уважение в мире граффити, который многие считают сугубо мужским. Сани встретилась с самыми известными граффити-художницами и группировками в Москве, Кейптауне, Сиднее, Мадриде, Берлине, Барселоне, Тулузе и Нью-Йорке и показала, как они живут и творят. Чтобы найти и уговорить девушек сняться в фильме, потребовалось несколько лет.

«Из-за стереотипов женщины в граффити оказываются в особом и не самом выгодном положении, поэтому я захотела снять о них документальный фильм. В нашем деле девушек очень мало, зато они поддерживают друг друга».

Леди Пинк (Lady Pink) 

Сандра Фабара (настоящее имя художницы) родилась в Эквадоре, а затем ее семья переехала в Нью-Йорк. Девочка росла в Квинсе, была застенчивым, тихим ребенком, училась в школе искусств на Манхэттене. Когда Сандре исполнилось 15 лет, она познакомилась с культурой граффити и решила попробовать свои силы в стрит-арте. В 1979 году она взяла ник Lady Pink и стала подписывать им свои рисунки. Спустя год, в 1980-м, Lady Pink участвовала в знаменитой нью-йоркской выставке GAS: Graffiti Art Success в Музее современного искусства. А ее первая персональная выставка состоялась, когда художнице исполнился 21 год.

«Мне часто говорили: ты девушка, ты не можешь рисовать граффити, не можешь спускаться и “бомбить” в метро. Я должна была заткнуть их: это не клуб для мужчин. У женщин тоже есть права».

Долгое время Леди Пинк была первой и единственной женщиной среди уличных художников. Ее называли первой леди граффити. Используя рисунки как средство самовыражения, Леди Пинк начала борьбу за расширение прав и возможностей женщин. Роль в культовом фильме «Дикий стиль» (Wild Style, 1983) и значительный вклад в искусство граффити сделали ее знаковой фигурой в субкультуре хип-хопа и стрит-арта. Сегодня работы Леди Пинк украшают художественные коллекции Музея Уитни в Нью-Йорке, Бруклинского музея и Гронингенского музея в Нидерландах. Художница продолжает писать картины, а также делится своим 40-летним опытом с подростками: проводит мастер-классы по граффити и читает лекции студентам по всему миру.

Маргарет Килгеллен

Маргарет Килгеллен в 30 лет стала одной из самых влиятельных персон в художественном движении Сан-Франциско, которое объединило граффити, живопись и инсталляцию. Творчество художников «школы Mission», получившей свое название благодаря богемному району города, было противостоянием «официальному» музейному и галерейному искусству. «Прекрасные неудачники» (так назывался фильм о художниках, вышедший в 2008 году) вдохновлялись не произведениями модернизма и концептуализма, а комиксами и фолк-артом. В 2001 году Килгеллен получила степень магистра искусств в Стэнфордском университете и начала участвовать в крупных выставках современного искусства.

Художница была также поклонницей стрит-арта и наносила граффити, подписываясь Meta и Matokie Slaughter. Последнее имя — дань уважения фолк-музыканту Матоки Слотер — использовалось для рисунков на грузовых поездах. Маргарет Килгеллен умерла в 2001 году в возрасте 33 лет. Многие галереи сегодня выставляют ее работы, а современные уличные художники пытаются достичь той же эстетики.

Инди184 (Indie184)

Сорая Маркес родилась в Рио-Пьедрас (Доминиканская Республика), а спустя несколько лет переехала с матерью-одиночкой в Нью-Йорк. В подростковом возрасте художница-самоучка решила заняться искусством: она бросила бизнес-колледж, чтобы освоить рисование и графический дизайн. Большое влияние на художницу оказали абстрактный экспрессионизм и поп-арт. Более 20 лет Инди живет и работает в Нью-Йорке и пользуется уважением в среде уличного искусства и граффити во всем мире. Indie184 известна классическим нью-йоркским стилем граффити: простым, игривым, с переплетением ярких цветов, сердечек и звезд.


 

Картины Инди выставляются в галереях и музеях по всему миру. Ее фрески можно найти на улицах от Южного Бронкса до Парижа и Осло. Граффити Indie184 использовали в культовой видеоигре Grand Theft Auto IV от Rockstar Games. Сегодня Инди курирует художественные выставки с участием легендарных современных уличных художников. Кроме того, она разрабатывает коллекции для собственного бренда уличной одежды Kweenz Destroy и «капсулы» для iBlues, сотрудничает с Rimmel Лондон в качестве арт-директора, а также работает с Apple Beats1 Radio, медиакомпаниями Lionsgate Films и MTV Networks.

Фэйт47 (Faith47)

Всемирно известная художница родилась в Кейптауне, Южная Африка, а сейчас живет и работает в Лос-Анджелесе. О ее творчестве написано во всех книгах, посвященных уличной культуре и искусству граффити. Любопытно, что Faith47 — самоучка, а идеи для своих рисунков придумывает сама. Это одна из самых известных стрит-арт-художниц, не только в Южной Африке: ее граффити украшают здания во многих городах мира. Faith47 рисует на стенах, сломанных машинах, вывесках, опорах мостов, старых заводах и заброшенных зданиях, дверях и ставнях. Это настоящая легенда граффити, благодаря Faith47 женский стрит-арт перешел на новый уровень развития.

Faith47 человек с активной жизненной позицией. Она интересуется мультипликацией, возглавляет креативную компанию Mattblack. Кроме того, занимается социальными проектами: борется за права женщин, помогает голодающей Африке: ее фрески называют постапартеидом, поскольку они противостоят провалу политики Хартии свободы Южной Африки. В качестве выражения своей позиции художница использует граффити: ее красивые рисунки резко контрастируют с бедными кварталами, где работает Faith47. Таким образом она привлекает внимание властей к бедственным условиям жизни африканских народов. А создавая картины в других странах, пытается донести идею более глубокого понимания жизни людей и животных, стремление сохранить многообразие природы на планете.

Марта Купер

Марта Купер — легендарный американский фотожурналист и первая женщина — штатный фотокорреспондент New York Post. В среде уличного искусства ее главной заслугой стало то, что Купер — самый известный фотограф из всех, кто освещал уличную культуру Нью-Йорка 1980-х годов. Марта Купер стала соавтором книги Subway Art, которая рассказывает об искусстве граффити, его истории, терминах и сленге. Фотографии Купер стали основой для книги We B*Girlz о девушках, которые танцуют брейк-данс, о женской хип-хоп-культуре, а также документального фильма «Война стилей» (Style Wars, 1983) о культуре граффити и уличном искусстве.

Марта 40 лет снимает райтеров и их работы. За это время она вдохновила сотни людей в мире заняться уличным искусством. В начале карьеры Купер жила в бедных кварталах и сопровождала уличных художников в ночных вылазках. Она подружилась с самыми именитыми граффитчиками того времени и запечатлела важные моменты истории спрей-арта.

«Партизанки» (Guerrilla Girls)

Группировка Guerrilla Girls до сих пор очень влиятельна в мире искусства. «Партизанки» объединились в 1985 году в Нью-Йорке: участницы движения выступают в масках горилл и под псевдонимами известных художниц прошлого. Анонимные активистки рисуют плакаты, постеры и билборды на общественных зданиях и таким образом поднимают вопросы гендерной и расовой дискриминации в искусстве. Guerrilla Girls организовывают выставки, демонстрации и акции протеста.

Все началось на выставке в Музее современного искусства в Нью-Йорке, где из 169 художников (практически все из них — белые) были представлены всего 13 женщин. Тогда группа художниц устроила у здания музея протестную акцию. Один из самых известных плакатов в 1989 году указывал на неравенство между мужской и женской обнаженной натурой на выставленных работах: «Обязана ли женщина быть голой, чтобы попасть в музей Метрополитен?» Для создания провокационных произведений с политическим и социальным содержанием «Партизанки» используют средства, коды и методы стрит-арта.

Яндекс. Директ