Мода
История кроссовок: 15 удивительных фактов
Сегодня кроссовки — это гораздо больше, чем просто пара обуви. Именно об этом рассказывает книга «Кроссовки. История мирового безумия». В ней — 54 рассказа о том, как создают кроссовки, которые покоряют мир. Pink собрал все самое интересное.

1

Чтобы понять, стоит выпускать кроссовки или нет, проводят динамический тест. Тиффани Бирс, инженер по дизайну Nike, рассказывает: «Это тест на производительность, после которого люди говорят нам, что они думают об обуви. Он занимает от нескольких дней до десяти недель. Обычно мы набираем бегунов, потому что бег — это самый быстрый способ проверить обувь на прочность. Они бегут в разных условиях: по бетону, по древесной стружке, по траве. В дождь или сухую погоду. Пробежал один человек, и в этих же кроссовках сразу бежит следующий тестировщик и так далее».


2

Каждая модель кроссовок выпускается в четырех-шести расцветках. Рекорд принадлежит adidas Originals и их коллекции Superstar Supercolor. Музыкант Фаррелл Уильямс, совместно с которым была разработана линейка, попросил выпустить эту модель в 50 разных оттенках, чтобы получился целый цветовой круг.

3

18 месяцев нужно, чтобы кроссовки прошли путь от образа в голове дизайнера (или спортсмена) до готового продукта, который попадет к вам в шкаф.


4

В 1970-х у многих американцев были спортивные футболки adidas, но никто на самом-то деле и не знал, что значит слово. Некоторые даже писали a.d.i.d.a.s., считая это аббревиатурой. Ходила даже такая шутка, что это расшифровывается как «All Day I Dream About Sex».


5

Самые дорогие кроссовки в мире выпускает бренд Buscemi. Его создатель Джон Бушеми признался, что первую пару он создал, переделав сумку известного бренда (какого — не признается). Джон взял от нее ручку, кожу и металлические вставки, соединил с резиновой подошвой из Италии, покрасил вручную все края — и получил пару обуви, которую назвал 100 Millimeters. Сегодня 100 MM Diamond Sneakers с ремешками из золота, инкрустированными бриллиантами, самые дорогие в мире. Их стоимость оценивается в $132 000.

6

Nike Air Force 1 — одни из самых популярных кроссовок, которые создал дизайнер бытовой техники Брюс Килгор. Он признается, что на создание Nike Air Force 1 его вдохновили легкие походные ботинки, а помогали ему с разработкой подиатры, биомеханисты и даже аэрокосмический инженер.


7

«Что делает обувь крутой? Две вещи: кто ее носит и как он это делает», — говорит дизайнер Джош Херр. Именно поэтому спортивные бренды выбирали своими лицами известных спортсменов, например Майкла Джордана или Коби Брайанта. Позже решили переключить внимание на музыкантов. Первым это сделал adidas. Специалист по работе с лидерами мнений Джон Уэкслер рассказывает: «В 2013 году, после подписания Канье Уэста и объявления о партнерстве с Фарреллом Уильямсом, в успех никто не верил. Говорили: "Это же подорвет репутацию adidas как спортивного бренда!"» В итоге все оказалось ровно наоборот. Сегодня, чтобы купить Yeezy Канье Уэста, даже разыгрываются целые раффлы (право на покупку).


8

Еще одна невероятная история связана с моделью Nike Huarache. На ее разработку в 1990-м у дизайнера Тинкера Хэтфилда ушло два с половиной года. В них впервые был использован неопрен и экзоскелет. Казалось, модель обречена на успех. «Но когда мы выпустили прототипы, они не получили ни одного заказа. Ноль. В Nike сразу же сказали: "Эту модель мы производить не будем"», — рассказывает Тинкер. Кроссовки «спас» один из менеджеров по продуктам, который отправился с ними на Нью-Йоркский марафон, где продал все 5000 пар, которые взял с собой. Так, сегодня Nike Huarache — это абсолютный хит: в прошлом году было продано более четырех миллионов пар.

9

Появлению кроссовок Nike Air Flare мы обязаны теннисистке Серене Уильямс. Она работала напрямую с дизайнером и присутствовала на всех этапах разработки этой модели: от первичной формы до попадания кроссовок в магазины. Теперь это ее любимая пара, в которой она выступает на любом турнире.


10

Первой женщиной, разработавшей кроссовки для Nike, стала Клаудия Голд — граффити-художница, известная как Кло Мани. До нее разработкой занимались лишь дизайнеры-мужчины. Ее первой парой для Nike стали женские Air Force 1.


11

На создание adidas Boost вдохновили велосипедные шлемы. Дело в том, что основное отличие Boost от других моделей заключается в превосходной амортизации. Ее обеспечивает специальная промежуточная стелька, которую изготавливают так же, как и шлемы для велосипедов: из тысячи вспененных маленьких гранул, которые обрабатывают под давлением паром. Получается уникальная сотовая структура, которая создает как будто трамплин под ногами. Благодаря ей в кроссовках действительно удобно и заниматься спортом, и просто ходить.

 

12

Кроссовки — бывшие марсоходы? Да, есть и такие. Их придумал Том Сакс — один из самых знаменитых современных художников — вместе со специалистами Nasa и в сотрудничестве с Nike в 2012 году. Основным материалом для таких моделей был суперпрочный вектран, из которого в NASA делают подушки безопасности. Том назвал свои кроссовки Mars Yard («Марсианский дворик»), потому что они были предназначены для инженеров-механиков, которые работали в специальной лаборатории, имитирующей Марс. Несмотря на негибкость вектрана (который позже заменили в версии 2.0), первые модели Nike Mars Yard были популярны и перепродавались на eBay за три тысячи долларов. В 2018-м вышла еще одна коллекция Nike и Сакса — Mars Yard Overshoe.

© news.nike.com

13

Для президента Барака Обамы разрабатывали специальные кроссовки. Марк Смит, сотрудник Nike в 2015 году, рассказывал, что «это был адский проект, мы работали на сверхскоростях». Команда за два дня разработала специальную модель Air Force 1 с нуля. Пару украсили звездами, полосами и изображениями орлов, символизирующих разные культуры, — модель назвали Eagle. Еще одна интересная деталь этой уникальной пары — в стельке: на ней расписалась вся команда проектировщиков, работавших над кроссовками. Говорят, экс-президент остался доволен.


14

Иногда бренды выпускают коллекционные модели кроссовок. Так, несколько лет назад adidas отмечал 35 лет со дня запуска модели Superstar, ставшей невероятно популярной. В честь этого бренд выпустил серию из 35 моделей. Они отличались по степени доступности, но 35-я была секретной. Она производилась исключительно для близких и друзей тех, кто работает в компании.


15

Генерацией идей для создания новых кроссовок занимаются специальные отделы. Например, у adidas есть целая «ферма» (Creator Farm), которую еще называют «Диснейленд для дизайнеров». 20 сотрудников, новейшее оборудование, практически любой из существующих на планете материалов и коллеги из разных уголков мира — главное ограничение в работе здесь только собственная фантазия.

Яндекс. Директ