Стиль
Вещи Гражданская оборона: как модные герои выражают позицию за счет одежды
Стиль
Вещи Гражданская оборона: как модные герои выражают позицию за счет одежды
Вещи

Гражданская оборона: как модные герои выражают позицию за счет одежды

Фото: Getty Images
От первых феминистских маек Сони Рикель до рубашки Милли Бобби Браун в честь «Марша за наши жизни».

Не секрет, что идея моды как таковой никогда не ограничивалась исключительно производством одежды: и для дизайнеров, и для простых людей она зачастую является инструментом, позволяющим сделать важное заявление. Особенно эта тема актуальна сегодня, когда модная индустрия все активнее поднимает важные социальные и политические вопросы с помощью, например, слоганов на футболках. Конечно, история эта началась не вчера — можно вспомнить не один пример использования дизайнерами и общественными фигурами одежды в качестве средства для выражения своих взглядов и позиций. Самые выдающиеся из них — в нашей подборке.

Соня Рикель и феминизм

Гражданская оборона: как модные герои выражают позицию за счет одежды

Задолго до того, как гиганты индустрии люкса начали штамповать футболки с «профеминистическими» лозунгами, дизайнер Соня Рикель не словом, а делом продвигала прогрессивные идеи. В 1968 году она, будучи матерью двух детей, развелась с мужем и основала собственное дело — бутик на улице Сен-Жермен-де-Пре в Париже. Ее главным посылом как дизайнера была идея свободной, независимой женщины, что проявлялось в созданных ею вещах: свитера, которые предполагалось носить без нижнего белья, удобные комплекты из трикотажа, в которых можно заниматься повседневными делами. В 1971 году Рикель придумала джемпер с надписью Sensuous — «Чувственный», словно декларируя право женщин не загонять себя в рамки скромности и добродетели. Сегодня подобный слоган не вызвал бы особых волнений, но для начала 1970-х это был почти что вызов.

Вивьен Вествуд и анархизм

Гражданская оборона: как модные герои выражают позицию за счет одежды

Нельзя сказать, что Вивьен Вествуд придумала сам принцип размещения слоганов на футболках, но во многом благодаря ей (и ее мужу и бизнес-партнеру Малкольму Макларену) этот предмет гардероба стал мощным инструментом антиполитических заявлений бунтующей молодежи 1970-х. Одно из самых узнаваемых ее творений на этом поприще — футболка с портретом королевы Елизаветы II с пирсингом в носу и подписью God Save the Queen. На самом деле авторство рисунка принадлежало художнику Джейми Риду — он создал его для обложки одноименного сингла группы Sex Pistols (оригинальный портрет королевы, использованный для шаржа, был сделан fashion-фотографом Сесилом Битоном). Так как Макларен был приятелем Рида и менеджером Sex Pistols, Вествуд получила карт-бланш на использование рисунка в качестве принта для футболки. «Вы не напишете песню вроде God Save the Queen из ненависти к своему народу. Напротив, вы сделаете это, потому что любите его и вам надоело, как плохо с ним обращаются». Очевидно, для Вествуд, которая на протяжении всей карьеры использует моду для изъявления своей политической позиции, простая футболка стала таким же манифестом. 

Кэтрин Хэмнетт и Маргарет Тэтчер

Фото: Getty Images

Британский дизайнер Кэтрин Хэмнетт была близкой подругой Вествуд и одной из тех, кто использовал одежду как площадку для громких заявлений. «Сама идея слоганов на одежде работает на нескольких уровнях, но в первую очередь — с вашим подсознанием. Она также помогает людям почувствовать себя причастными к чему-то большому, некоему движению или группе». На счету Хэмнетт десятки культовых футболок со слоганами, но самый, пожалуй, известный пример — ее появление на приеме у Маргарет Тэтчер в платье с надписью 58% Don't Want Pershing в 1984 году. Хэмнетт, как и множество британцев (особенно молодых), была недовольна политическим курсом нового премьер-министра, в частности размещением ракет «Першинг-2» на территории страны. «Я вообще не хотела идти на это мероприятие, но потом подумала, что там будут делать официальные фотографии, которые увидят все, и решила — это мой шанс высказаться».

Джордж Майкл и «Выбери жизнь»

Гражданская оборона: как модные герои выражают позицию за счет одежды

В 1984 году вышел клип группы Wham! на песню Wake Me Up Before You Go Go, в котором Джордж Майкл появился в футболке с надписью Choose Life. Позднее в ней же он выступал на концертах и носил ее в обычной жизни, и хотя этот слоган прочно ассоциируется именно с ним, автором футболки была все та же Кэтрин Хэмнетт. На самом деле это была первая вещь с агитационной надписью, созданная дизайнером, — фразу Хэмнетт взяла из буддистского учения и вкладывала в нее антимилитаристский смысл. Однако существует много версий, что именно хотел сказать Джордж Майкл, транслируя своей футболкой идею «Выбери жизнь». Одна из самых распространенных версий — певец использовал ее в контексте набиравшей обороты в гей-сообществе эпидемии СПИДа: призыв не то к людям быть осторожнее, не то к властям, чтобы те обратили внимание на проблему. Кстати, впоследствии фраза и вовсе обросла паутиной смыслов: от использования ее в качестве лейтмотива культового фильма «На игле» до назначения главным слоганом движения пролайферов.

Вальтер ван Берендонк и антитерроризм

Гражданская оборона: как модные герои выражают позицию за счет одежды

Трагедия, произошедшая 7 января 2015 года в редакции парижской газеты Charlie Hebdo, стала потрясением для страны и всего мира. Всего через пару недель во французской столице стартовал очередной сезон мужских показов — очевидно, что недавние события не могли остаться без внимания. Одним из дизайнеров, решивших подать голос, был Вальтер ван Берендонк — его показ открывал мужчина-модель в топе из пластика с надписью Stop Terrorising Our World (позже бренд выпустил более удобные футболки с тем же лозунгом). Эта фраза была оммажем дизайнера собственной коллекции осень-зима — 2006, которая называлась Stop Terrorising. «Изначально я не собирался делать подобных заявлений, но когда ты видишь, что в мире происходят подобные вещи, ты не можешь не реагировать». Это далеко не первый случай, когда ван Берендонк использует слоганы в качестве дизайнерского элемента: в своих коллекциях он часто высказывал личную точку зрения на острые политические и социальные вопросы (например, коллекция осень-зима — 2014 с заявлениями Stop Racism).

Ashish и «Брекзит»

Гражданская оборона: как модные герои выражают позицию за счет одежды

В финале показа бренда Ashish весна-лето — 2017 основатель и дизайнер Ашиш Гупта вышел на поклон в лонгсливе с надписью Immigrant. Дело было спустя несколько месяцев после решения Великобритании выйти из состава Евросоюза — одним из последствий «Брекзита» должны были стать более жесткие меры в отношении мигрантов. «Впервые в жизни я почувствовал, что мне не рады в стране, которую я считал своим домом на протяжении многих лет, — поделился своими мыслями дизайнер после показа. — Я осознал, насколько негативно правительство настроено против мигрантов». В качестве ответа Гупта решил посвятить коллекцию своей родной Индии, а специально для финального выхода сделал лонгслив с лаконичным слоганом — тонкая попытка сказать: «Вот оно — лицо мигранта». Вещь получила чуть ли не больше внимания, чем сама коллекция, и дизайнеру даже пришлось сделать партию таких же на продажу — настолько много поступило запросов.

Милли Бобби Браун и «Марш за наши жизни»

Фото: Getty Images

24 марта в Вашингтоне прошел митинг «Марш за наши жизни» в поддержку ужесточения контроля за владением огнестрельным оружием. 14-летняя звезда сериала «Очень странные дела» Милли Бобби Браун не могла присутствовать на марше — в это самое время ей пришлось быть на вручении наград Nickelodeon Kids’ Choice Awards, — но решила поддержать движение по-своему. Предназначенную ей статуэтку актриса вышла получать в кастомизированной рубашке Calvin Klein: спереди значилась фраза Never Again, а на спине под слоганом March For Our Lives — список 17 жертв, погибших в результате стрельбы в школе Паркленда. В благодарственной речи Бобби Браун призвала всех «использовать свой голос, чтобы менять мир к лучшему и заявлять о своей позиции».